В. Сунгоркин о рыночном характере газеты «Комсомольская правда»


«Комсомольская правда» – уникальное СМИ по простой причине. Сегодня в России и, кстати, в СНГ нет второй такой массовой газеты, как «Комсомольская правда». Представьте, мы ежедневно выходим тиражом около 700 тысяч, а следующая за нами ежедневная газета имеет тираж менее 200 тысяч, где-то около 150-160 тысяч. Представьте, какой обрыв сразу за нами. Поэтому я не могу относиться снобистски, что я должен заниматься только информированием. Мы каждое утро думаем на планерке об одной интересной проблеме – нас люди должны купить. Если они не купят, у меня этого тиража не будет. Самое главное для любой газеты и для любого радио – это иметь реальную аудиторию. Владение реальной аудиторией в любом рынке это и есть ее капитализация».

Какая задача у «Комсомолки», является ли этой задачей информирование аудитории, или опять же задача – зарабатывание денег в пределах, разрешенных законом и элементарной этики?

«Безусловно, у «Комсомолки» это двуединая задача. Мы могли бы рассуждать красиво, что самое главное – это информировать. Но если я буду рассуждать, что самая главная моя задача – информировать, но у меня не будет денег, на которые я информирую, то это будут просто красивые слова. Я достаточно прагматичный человек. В то же время неверно говорить, что самая главная наша задача только зарабатывать. Наверное, есть еще способы зарабатывания, не только на издании этой газеты. Я отношусь к этой форме с большим уважением. И информировать. Но мы отлично понимаем, что за любыми красивыми словами нужны ресурсы. Вы можете сказать: «Всё, я пошел информировать людей». Дальше скажут: «Где деньги на это информирование? Из чего вы будете платить журналистам, которые будут собирать и обрабатывать информацию? Где бумага для полиграфической машины?». И вдруг вы очень быстро обнаружите, что перед вами стоит огромное количество проблем. И вы начнете меня лучше понимать. Я должен упаковывать эту информацию так, чтобы ее купили».

«…Почему серьезные газеты не читают? Начнем с 1994 года. Я опять подчеркиваю, что я работал в журналистском руководстве редакции уже бессчетное количество лет. Я был замом «Комсомолки» еще с 90-го года, еще в советские времена я стал замом главного редактора. Я думаю, что тогда было просто гораздо меньше конкуренции. Не думаю, а знаю. Газеты были маленькие, тоненькие, их было мало, по названиям. Сейчас, когда рынок предлагает людям гигантское количество источников информации, естественно, в этой конкуренции побеждает не обязательно тот, кто предложил просто развлечения, а тот предложил помучиться. Нет, побеждают более изощренные профессионалы».

«…Почему в итоге развлекательный сегмент гораздо больше, чем деловой? Потому что, скажем, начальников, и предпринимателей, и людей, которые интересуются всерьез чем-то умным, деловым, их процентов 5-10. Остальные (это не обязательно российская традиция, это везде и всюду), народ делится так, что 90% – это люди, которым надо немножко развлечься, выпить пива, посмотреть телевизор. И только, извините, процентов 10 (это я так, эмпирически) – это люди, которым нужно читать газету «Ведомости», «Коммерсантъ», «Известия» и так далее. Я читаю все газеты. У нас проблема не в том, о чем вы говорите. Проблема в другом, в том, что лет через 5-10 люди вообще не станут читать газеты».

«…В «Комсомолке» напечататься может какая угодно статья. Критерий всегда один. Простой критерий очень – сколько человек прочтут эту статью. Вот и весь критерий. Если я буду какой-то другой критерий выбирать, наверное, это будет другая газета. Я думаю, в других газетах другие критерии, у нас этот».

Полная версия интервью http://www.omn.ru/news_text.php?id=7857