В Иркутске горят киоски прессы

В ночь с 14 на 15 мая в Иркутске загорелись сразу четыре газетных киоска. В 02.02 поступило сообщение о пожаре в газетном киоске, находящемся на углу улиц Ленина и Горького. На момент прибытия пожарного расчёта из киоска шёл дым, огнём повержена печатная продукция на площади 0,5 кв. метра. В 04.38 вспыхнул киоск около автовокзала, в 05.27 - в районе посёлка Энергетиков, а в 06.42 - в Академгородке. Во всех случаях зафиксирован поджог.
На прошлой неделе клиенты "Иркутскпечати" по вине поджигателей не досчитались нескольких точек продаж
Злоумышленники действовали по определённой технологии: сначала в металлическом киоске высверливалось отверстие, в которое заливалась горючая смесь с добавлением вещества-замедлителя (чтобы горение было равномерным и длительным, а у поджигателя была возможность скрыться). Если сопоставить время поджогов и карту областного центра, можно предположить, что эти действия осуществлены одним и тем же исполнителем, неспешно передвигавшимся на автомобиле от центра города через автовокзал к плотине ГЭС и в Академгородок.
Киоски хоть и не сгорели дотла, но потребовали замены и последующего ремонта. Находящаяся в них печатная продукция уничтожена огнём и предпринятыми по его тушению мерами.
Все сожжённые киоски принадлежат одному и тому же владельцу - ОАО "Иркутскпечать". Эта компания контролирует значительную долю регионального рынка распространения печатной продукции и сопутствующих товаров, по разным оценкам, от 30 до 40% в Иркутске и до 60% в области. "Иркутскпечать" занимается розничной торговлей газетами и журналами, а также продажей сопутствующей продукции: канцелярских товаров, сувениров, карт экспресс-оплаты. Товарооборот - 340 млн. рублей (данные за 2007 год). Штат 642 человека, 249 торговых точек, из них 107 - в Иркутске. Компания входит в состав холдинга ОАО "Агентство "Роспечать", объединяющего предприятия в 19 регионах РФ.
"Иркутскпечать" не впервые сталкивается с криминальными методами конкуренции на иркутском рынке: в 2004 году было зафиксировано 44 поджога киосков компании.Сценарий, по которому действовали злоумышленники, схож до мелочей: сверловка, горючая жидкость. Эти преступления иркутской милицией до сих пор не раскрыты. Хотя, например, в городе Братске, где было совершено девять поджогов, совместными усилиями правоохранительных органов и службы безопасности "Иркутскпечати" злоумышленники задержаны и ведутся следственные мероприятия. "В Иркутске по поводу работы правоохранительных органов я сказать ничего не могу, - недоумевает генеральный директор ОАО "Союзпечать". - Результатов нет, а нам в противостоянии с хулиганами приходится рассчитывать только на собственную службу безопасности да надеяться на оперативность пожарных расчётов".
По словам Жамиля Шайхиева, генерального директора ОАО "Иркутскпечать", среди 19 региональных предприятий, входящих в холдинг "Агентство "Роспечать", только в Иркутске до сих пор используются подобные методы конкретной борьбы: "Пока мы даже не можем понять, в чём проблема. Такими методами нас трудно "сломать": да, каждый киоск стоит около 300 тысяч рублей, и для меня, как для управленца, это существенно, но для холдинга "Роспечать" в целом это булавочный укол". По словам Жамиля Шайхиева, в Иркутск уже прибыли представители службы безопасности холдинга "Роспечать", которые проведут самостоятельное расследование случившегося.
Как заявил генеральный директр ОАО "Иркутскпечать", пока он не может предположить, в чьих интересах действовали поджигатели: "Мы обратили внимание на то, что сейчас у нас подожгли киоски, которые находятся рядом с киосками Аксютина (Алексей Аксютин - генеральный директор ООО "Пресс-Медиа" - прим. авт.). Возможно, кто-то хочет столкнуть нас с "Пресс-Медиа". "С "Пресс-Медиа" мы находимся в разных нишах. Розница у них составляет не более 50%, они работают на мелкий опт, - подчеркнул Жамиль Шайхиев. - Нас также нельзя упрекнуть в демпинге: по ряду причин наши цены не ниже и даже чуть выше, чем у наших конкурентов".
На иркутском рынке существуют ещё несколько крупных игроков: это ООО "Пресс-Медиа", которое помимо розницы занимается оптовыми продажами печатной продукции более мелким региональным фирмам, ООО "Агентство "Сегодня-Пресс-Байкал" и "Облмашинформ Пресса", дочернее предприятие ОАО НПО "Облмашинформ", основной сферой деятельности которого является полиграфия и издательский бизнес. Также в регионе работают компании "АРПИ-Сибирь" и "Хорошая компания", занимающие существенно меньшую долю на рынке распространения прессы.
Большинство сетей, за исключением "Иркутскпечати", входит в ассоциацию "Иркутская региональная гильдия издателей и распространителей печатной продукции", которую возглавляет генеральный директор ОАО "НПО "Облмашинформ", депутат городс-кой Думы Иркутска Владимир Рожков. Ежегодно иркутские издатели и распространители печатной прессы подписывают договор, согласно которому розничная цена на газеты и журналы определяется в Иркутске, Ангарске и Шелехове соглашением между распространителем и издателем, при этом торговая наценка не может превышать 70% от оптовой цены. Для остальных городов области розничная цена определяется распространителем без чьей-либо помощи, исходя из логистических издержек.
"Иркутскпечать" в гильдию издателей и распространителей не входит. По словам Жамиля Шайхиева, такая позиция рекомендована компании руководством холдинга "Агентство "Роспечать". Кроме того, были случаи, когда распространители, находящиеся под эгидой ассоциации, предъявляли претензии партнёрам "Иркутскпечати". Например, в декабре прошлого года ряд членов ассоциации обратились с письмом к издательскому дому Independent Media, обвиняя распространителя в нарушении единого дня продаж журналов издания. Также ассоциация обвиняла "Иркутскпечать" в нарушении правил установки киосков в г. Иркутске.
Руководители компаний, входящих в региональную гильдию издателей и распространителей печатной продукции, относятся к поджогам отрицательно. Вот как прокомментировал ситуацию Ефим Вольфус, директор "Облмашинформ Пресса": "Нам нужно конкурировать услугами, продавцами, если есть возможность, то и ценами, а поджог - это пещерная психология. Хотя, конечно, нужно понимать, что появление нового киоска там, где уже есть торговая точка, вызывает падение выручки в "старом" киоске, а то и уход продавца, ведь зарплата продавцов напрямую зависит от неё".
По мнению Алексея Аксютина, генерального директора ООО "Пресс-Медиа", поджоги киосков не имеют прямого отношения к переделу рынка: "На сегодняшний день на иркутском рынке все игроки мощные, сильные, и даже уничтожение у них большого количества киосков не изменит ситуации. У всех хорошие кредитные истории в банках, и всегда можно взять кредит на восстановление". Он признаёт, что для Иркутска такая форма конкурентной борьбы не редкость: "Я тоже боюсь поджогов, мы постоянно ставим новые, более совершенные методы сигнализации и охраны, жёстко пресекаем любые попытки вымогать у нас деньги". Алексей Аксютин склонен расценивать происходящее как "признак общей неуверенности, слабости и недоверия друг к другу". "Возможно, это попытки как-то стабилизировать ситуацию на рынке, отправить предупреждение. Я даже не уверен, что киоски "Иркутскпечати" жгут, чтобы отомстить конкретно "Иркутскпечати", - считает генеральный директор ООО "Пресс-Медиа". - Возможно, это попытка указать место остальным участникам рынка".
Владимир Рожков, генеральный директор ОАО НПО "Облмашинформ", председатель ассоциации "Иркутская региональная гильдия издателей и распространителей печатной продукции", назвал произошедшее "очень нецивилизованной формой взаимоотношений". С его точки зрения, причина случившегося кроется в нездоровой конкуренции, а также в том, что до сих пор не найдены эффективные механизмы урегулирования конфликтов на рынке печатной продукции. "Сама "Иркутскпечать" по отношению и к конкурентам, и к издателям газет ведёт недоброжелательную, агрессивную политику, - считает Владимир Рожков. - У нас в рамках гильдии постоянно идут консультации, однако "Иркутскпечать" не поддерживает отношения с нами и занимает самостоятельную жёсткую позицию по отношению к другим сетям. Однако я убеждён, что даже если кто-то остался недоволен, такого рода вопросы лучше разрешать за столом переговоров".
На сегодняшний момент все сожжённые киоски уже заменены новыми, милиция и служба безопасности ОАО "Иркутскпечать" ведут расследование. Изменять свою политику на рынке компания не намерена. "Я человек наёмный, и моё руководство находится в Москве, - говорит Жамиль Шайхиев. - Кроме того, у нас в этом году почти на 30 миллионов рублей увеличилась налоговая нагрузка, ведь мы находимся на общем налогообложении, в отличие от других участников рынка. Мы обречены на развитие, пусть даже в условиях экономического кризиса".
 
Источник: Восточно-Сибирская правда