Д.В. Мартынов А.В. Оськин В начале текущего года Ассоциация распространителей печатной продукции предложила пакет антикризисных мер, призванных помочь периодической печати нашей страны пережить тяжелые времена.
Мы хотели бы еще раз привлечь внимание общественности к этим мерам и в очередной раз разъяснить важность их немедленного принятия и реализации.
Мы хотели бы еще раз привлечь внимание общественности к этим мерам и в очередной раз разъяснить важность их немедленного принятия и реализации.
АРПП не устает твердить о социальной значимости прессы – и сегодня этот тезис становится все более очевидным. Пока еще газеты и журналы для большей части населения нашей страны доступнее интернета, пока они остаются важнейшим источником информации о жизни региона, государства, мира. А именно в периоды кризиса потребность в информации, и в том числе аналитической, которую в основном предоставляют традиционные издания, резко обостряется. В такой ситуации государство просто не имеет права оставить отрасль без поддержки.
Однако это отнюдь не просьба о деньгах – мы уверены, что отрасль справится без прямых вливаний, но на короткий период времени ей нужно немного облегчить налоговую нагрузку. В большинстве стран мира для прессы предусмотрены льготные ставки налогов – сегодня мы просим о том же – в частности, придать печатной продукции, за исключением, конечно, изданий рекламного и эротического характера, статус социально значимого товара, а услуге по ее распространению – статус социально значимой услуги; ввести для предприятий, участвующих в создании, производстве и дистрибуции печатной продукции, единый льготный сквозной НДС на уровне 5 %.
Просим мы государство и об облегчении налогового режима для киосковых сетей. Отмена единого налога на вмененный доход для таких предприятий, пришедшая на кризис, поставила их на грань выживания. Налоговая нагрузка на региональные киосковые сети возросла катастрофически: по данным АРПП, в два с половиной – три раза в расчете на один киоск. Разумеется, это немедленно сказалось на рентабельности сетей, «Роспечать» приводит данные, что она снизилась в пять-шесть раз, а ИД «Аргументы и факты» сообщает о том, что рентабельность их дистрибуции находится на уровне 2-3 %. Для аптечных сетей прежний порядок уплаты налогов был сохранен до 2011 г., сохранение ЕНВД необходимо и киосковым сетям. Причем государству это обойдется не слишком дорого – разница общих сборов по старому и новому налогообложению оцениваетя всего в 50-80 млн. долл. Облегчение налоговой нагрузки жизненно необходимо и институту подписки. Причем не только снижение НДС до 5 %, как другим видам распространения. Мы уверены, что необходимо установить на год – с середины 2009 до конца 2010 г. – переходный период в налогообложении услуг по распространению подписной прессы с «нулевым» НДС, а также отменить налогообложение сумм, расходуемых издателями и распространителями на прямое материальное стимулирование почтальонов.
Но только этих мер будет недостаточно.
На сегодняшний день большее значение приобретают не глянцевые издания, а информационно-аналитические журналы и газеты, которым, как известно, не находится места на полках супермаркетов. Кроме того, как показывают данные мониторинга розничных продаж, спрос российских покупателей сегодня смещен в сторо¬ну изданий низкой ценовой категории в принципе, т. е. опять-таки тех газет и журналов, которые, как правило, не представлены в сетевой рознице. Так, по данным участников рынка, в I квартале 2009 г. продажи изданий средней ценовой категории (от 15 до 50 руб.) оставались практически без изменений относительно аналогичного периода в прошлом году. Зато продажи газет и журналов низкой ценовой категории (до 15 руб.) увеличились на 20 %, в первую очередь, за счет роста спроса на газеты. В этой связи, мы уверены, государство могло бы обеспечить развитие киосковых сетей, которые стали едва ли не последним прибежищем ежедневных и еженедельных газет. В частности, этому способствовало бы упрощение процедуры регистрации и установки новых торговых объектов розничного распространения прессы. Возможно даже, государство могло бы предоставить и льготное кредитование, льготные условия аренды и пр. для киосковых сетей.
Огромной помощью будет и разрешение расширить ассортимент товаров народного потребления, реализуемых через киоски, поскольку сегодня в нашей стране перечень разрешенных для продажи в киосках с прессой сопутствующих товаров очень скуден. Продажа табака всегда сопутствовала продаже газет. Люди шли по улице, покупали в киоске сигареты и газеты. Не так давно в Москве упразднили продажу табака в киосках, и это привело не только к падению доходной части распространителей, но и к снижению продаж прессы на 15-20 %. Оказалось, что столетняя традиция совместной реализации табака и газет была верной. Отходить в сторону от сигаретной палатки, чтобы приобрести прессу, станет редкий покупатель: исследования показали, что 50 % постоянных покупателей не отойдут в сторону от своего маршрута, если даже слегка поменять расположение киоска.
Если говорить о системе распространения периодики в целом, то тут нам представляются необходимыми два шага. Во-первых, мы считаем, что нужно в целях поддержки системы распространения прессы признать обоснованным введение в практику компенсационных выплат дистрибуторам со стороны издателей, предлагающих к распространению убыточные или низкорентабельные издания. В период кризиса, когда на счету буквально каждая копейка, распространители уже просто не могут работать с такими изданиями за свой счет.
Однако сегодня тиражи печатных изданий сокращаются не только потому, что уменьшается платежеспособный спрос, но и потому что издатели просто перестраховываются, ведь к прямым затратам по существующим нормам можно отнести списание не более 10 % тиража. Это зачастую приводит к тому, что не выполняются заказы распространителей, и падение продаж становится все более глубоким. В I квартале текущего года этот процесс стал особенно заметным. Потребители, привыкшие покупать печатную продукцию в любой день при посещении супермаркетов или розничных точек прессы, не находили ряд изданий в продаже. Полки магазинов пустели, читательский спрос не удовлетворялся в прежнем объеме. От этого страдают не только читатели, но и ритейлеры. Поэтому, во-вторых, мы предлагаем внести изменения в законодательство РФ, регламентирующее списание печатной продукции, и увеличить до 30 % для издателей и дистрибуторов норму списания нереализованных тиражей, относимую к прямым затратам.
Конечно, уповать только на государство мы не собираемся – многое мы можем сделать и собственными силами. Например, издатели и распространители могли бы договориться об отказе от физического возврата, к чему пришли уже практически на всех развитых рынках. Нужно только выработать схему оформления ремиссионного потока, которая устраивала бы обе стороны, и их затраты станут существенно меньше.
Вместе с тем необходимо и работать над сокращением объема возвратов, точнее анализируя итоги продаж, более чутко прислушиваясь к потребностям и возможностям читателей. Например, сегодня произошло перераспределение спроса на тематические группы изданий. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в I квартале этого года наблюдался рост тиражей в сегменте газет по трудоустройству – на 80 %, общественно-политических, информационных – в среднем на 18 %. Эти изменения нельзя не учитывать, потому что в связи с сокращением объема рекламы в структуре доходов издателей все большее значение будут приобретать розничные продажи. Поток рекламных денег, который подпитывал издателей, а через них и распространителей, становится все скуднее день ото дня. Но пока издатель только сокращает расходы, распространитель остается без средств к существованию. Что станут делать рыцари пера, когда некому будет нести их слово в народ? Именно в силу нашей взаимозависимости мы призываем профессиональное сообщество к сплочению, совместной работе над преодолением имеющихся проблем.
(Ознакомиться с полным пакетом антикризисных предложений АРПП можно на сайте ассоциации arpp.ru)
Источник: Новости СМИ
Однако это отнюдь не просьба о деньгах – мы уверены, что отрасль справится без прямых вливаний, но на короткий период времени ей нужно немного облегчить налоговую нагрузку. В большинстве стран мира для прессы предусмотрены льготные ставки налогов – сегодня мы просим о том же – в частности, придать печатной продукции, за исключением, конечно, изданий рекламного и эротического характера, статус социально значимого товара, а услуге по ее распространению – статус социально значимой услуги; ввести для предприятий, участвующих в создании, производстве и дистрибуции печатной продукции, единый льготный сквозной НДС на уровне 5 %.
Просим мы государство и об облегчении налогового режима для киосковых сетей. Отмена единого налога на вмененный доход для таких предприятий, пришедшая на кризис, поставила их на грань выживания. Налоговая нагрузка на региональные киосковые сети возросла катастрофически: по данным АРПП, в два с половиной – три раза в расчете на один киоск. Разумеется, это немедленно сказалось на рентабельности сетей, «Роспечать» приводит данные, что она снизилась в пять-шесть раз, а ИД «Аргументы и факты» сообщает о том, что рентабельность их дистрибуции находится на уровне 2-3 %. Для аптечных сетей прежний порядок уплаты налогов был сохранен до 2011 г., сохранение ЕНВД необходимо и киосковым сетям. Причем государству это обойдется не слишком дорого – разница общих сборов по старому и новому налогообложению оцениваетя всего в 50-80 млн. долл. Облегчение налоговой нагрузки жизненно необходимо и институту подписки. Причем не только снижение НДС до 5 %, как другим видам распространения. Мы уверены, что необходимо установить на год – с середины 2009 до конца 2010 г. – переходный период в налогообложении услуг по распространению подписной прессы с «нулевым» НДС, а также отменить налогообложение сумм, расходуемых издателями и распространителями на прямое материальное стимулирование почтальонов.
Но только этих мер будет недостаточно.
На сегодняшний день большее значение приобретают не глянцевые издания, а информационно-аналитические журналы и газеты, которым, как известно, не находится места на полках супермаркетов. Кроме того, как показывают данные мониторинга розничных продаж, спрос российских покупателей сегодня смещен в сторо¬ну изданий низкой ценовой категории в принципе, т. е. опять-таки тех газет и журналов, которые, как правило, не представлены в сетевой рознице. Так, по данным участников рынка, в I квартале 2009 г. продажи изданий средней ценовой категории (от 15 до 50 руб.) оставались практически без изменений относительно аналогичного периода в прошлом году. Зато продажи газет и журналов низкой ценовой категории (до 15 руб.) увеличились на 20 %, в первую очередь, за счет роста спроса на газеты. В этой связи, мы уверены, государство могло бы обеспечить развитие киосковых сетей, которые стали едва ли не последним прибежищем ежедневных и еженедельных газет. В частности, этому способствовало бы упрощение процедуры регистрации и установки новых торговых объектов розничного распространения прессы. Возможно даже, государство могло бы предоставить и льготное кредитование, льготные условия аренды и пр. для киосковых сетей.
Огромной помощью будет и разрешение расширить ассортимент товаров народного потребления, реализуемых через киоски, поскольку сегодня в нашей стране перечень разрешенных для продажи в киосках с прессой сопутствующих товаров очень скуден. Продажа табака всегда сопутствовала продаже газет. Люди шли по улице, покупали в киоске сигареты и газеты. Не так давно в Москве упразднили продажу табака в киосках, и это привело не только к падению доходной части распространителей, но и к снижению продаж прессы на 15-20 %. Оказалось, что столетняя традиция совместной реализации табака и газет была верной. Отходить в сторону от сигаретной палатки, чтобы приобрести прессу, станет редкий покупатель: исследования показали, что 50 % постоянных покупателей не отойдут в сторону от своего маршрута, если даже слегка поменять расположение киоска.
Если говорить о системе распространения периодики в целом, то тут нам представляются необходимыми два шага. Во-первых, мы считаем, что нужно в целях поддержки системы распространения прессы признать обоснованным введение в практику компенсационных выплат дистрибуторам со стороны издателей, предлагающих к распространению убыточные или низкорентабельные издания. В период кризиса, когда на счету буквально каждая копейка, распространители уже просто не могут работать с такими изданиями за свой счет.
Однако сегодня тиражи печатных изданий сокращаются не только потому, что уменьшается платежеспособный спрос, но и потому что издатели просто перестраховываются, ведь к прямым затратам по существующим нормам можно отнести списание не более 10 % тиража. Это зачастую приводит к тому, что не выполняются заказы распространителей, и падение продаж становится все более глубоким. В I квартале текущего года этот процесс стал особенно заметным. Потребители, привыкшие покупать печатную продукцию в любой день при посещении супермаркетов или розничных точек прессы, не находили ряд изданий в продаже. Полки магазинов пустели, читательский спрос не удовлетворялся в прежнем объеме. От этого страдают не только читатели, но и ритейлеры. Поэтому, во-вторых, мы предлагаем внести изменения в законодательство РФ, регламентирующее списание печатной продукции, и увеличить до 30 % для издателей и дистрибуторов норму списания нереализованных тиражей, относимую к прямым затратам.
Конечно, уповать только на государство мы не собираемся – многое мы можем сделать и собственными силами. Например, издатели и распространители могли бы договориться об отказе от физического возврата, к чему пришли уже практически на всех развитых рынках. Нужно только выработать схему оформления ремиссионного потока, которая устраивала бы обе стороны, и их затраты станут существенно меньше.
Вместе с тем необходимо и работать над сокращением объема возвратов, точнее анализируя итоги продаж, более чутко прислушиваясь к потребностям и возможностям читателей. Например, сегодня произошло перераспределение спроса на тематические группы изданий. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в I квартале этого года наблюдался рост тиражей в сегменте газет по трудоустройству – на 80 %, общественно-политических, информационных – в среднем на 18 %. Эти изменения нельзя не учитывать, потому что в связи с сокращением объема рекламы в структуре доходов издателей все большее значение будут приобретать розничные продажи. Поток рекламных денег, который подпитывал издателей, а через них и распространителей, становится все скуднее день ото дня. Но пока издатель только сокращает расходы, распространитель остается без средств к существованию. Что станут делать рыцари пера, когда некому будет нести их слово в народ? Именно в силу нашей взаимозависимости мы призываем профессиональное сообщество к сплочению, совместной работе над преодолением имеющихся проблем.
(Ознакомиться с полным пакетом антикризисных предложений АРПП можно на сайте ассоциации arpp.ru)
Источник: Новости СМИ