Рынок СМИ и кризис: результаты, тенденции, прогнозы- Вы приняли участие в прошедшем недавно в Лондоне Всемирном журнальном конгрессе FIPP. Что полезного почерпнули Вы исходя из докладов об опыте работы международных компаний?
- Полезного почерпнул очень много, прежде всего то, что российский рынок и российские компании находятся в русле всего того, что происходит во всем мире в нашей отрасли. С одной стороны нас радует, что ничто, что происходит со всей планетой, нам не чуждо, но с другой стороны это печально, потому что все кризисные явления проявляются, и у нас в той или иной степени. Другой важный аспект, это то, что издатели не просто жаловались на падение объемов рекламных поступлений, но они предлагали различные способы преодоления этих трудностей. Как эффективнее, лучше, экономичнее вести свой бизнес и т.п. В частности, мне запомнился лозунг, выдвинутый издателями из Индии. Он звучит так: «Мы будем там, где есть деньги». Это означает, что издатели ищут реальные проекты или возможности реализовать программу продвижения своего контента и, естественно, получение в результате дохода. Вот один из примеров: индийские издатели решили выйти на рынок мобильных телефонов, продвигать новостной контент через них, а в Индии 320 млн. мобильных телефонов и, конечно, это является хорошим рынком и если на него выйти, то, скорее всего, результат будет позитивный. Такое решение коллег из Индии показалось нам очень интересным. Кроме того, главным лозунгом всего форума в Лондоне было «Диверсификация, менеджмент, качество», т.е. все издатели считают, что эти три ключевых направления и позволят издательскому сообществу преодолеть кризис.
- В связи с кризисом, очень много говорится о вытеснении Интернетом печатной продукции. Насколько, на Ваш взгляд, эта перспектива реальна?
- Эта перспектива совершенно нереальна, можно только говорить о том, что Интернет все еще ищет свое место, он занял его пока не в полном объеме и, конечно, это место будет за счет печатной продукции. Интернет не всеобъемлющ, он не может подавить все остальные носители информации, но он является серьезным и важным конкурентом. Можно говорить о том, что наблюдается процесс конвергенции, когда идет слияние различного рода носителей или их объединение или, если хотите, их грамотный симбиоз, при котором не важно на каком из носителей вы продвигаете контент, важно, чтобы информация дошла до потребителя. Это может быть и бумажный контент и электронная бумага, мобильный телефон и монитор, который вас вывел на какой-то объем информации, это и телевидение, и радио, т.е. любой контент, который создает издатель и продвигает к потребителю, все это и есть создание контента, это можно назвать издательской деятельностью, а доведение этого контента до конечного адресата - дистрибуторской.
- В условиях кризиса АРПП создала ряд комитетов, таких как комитет по подписке, по подготовке кадров для отрасли, по вопросам распространения бесплатных изданий и т.п. Какие функции они выполняют?
- Во-первых, это не совсем точно, мы создали комитеты не в условиях кризиса, такая форма работы появилась с первых лет существования ее. Мы создавали такие комитеты давно, взять хотя бы комитет подписки, уже много лет, как он работает успешно. И возглавляет его В. И. Кокорев, первый заместитель генерального директора «Роспечати», член Правления нашей Ассоциации. Но что такое комитет - это структурное образование, позволяющее привлечь членов нашей Ассоциации к решению актуальных проблем по данной проблематике, это может быть и подписка, и бесплатные издания, которые все больше укрепляются на рынке, и законодательство. Комитет по законодательству активно ведет свою работу, т.к. тема эта очень важна и серьезна, поскольку в несовершенстве российских законов кроются многие беды нашего медиасообщества. Одним словом, комитеты являются инструментом решения актуальных проблем отрасли, причем они были, есть и будут.
- Чего вы ожидаете от их работы?
- Прежде всего, мы ожидаем рекомендаций, конкретных решений, алгоритма действий, предложений, открытий по решению проблем. Не нужно далеко ходить, давайте вернемся к тому же Комитету по подписке, который на последнем своем заседании рассматривал перспективы подписной кампании на первое полугодие 2010 года. Там очень много серьезных вопросов звучало, таких актуальных, сложных, ответственных, потому что в условиях кризиса проводить подписку достаточно сложно. И мне понравилось, что представитель «Почты России», кстати, «Почта России» – член нашей Ассоциации, и представители подписных агентств, а они тоже являются членами нашей Ассоциации, и издатели, многие из которых тоже являются членами нашей Ассоциации, все они искали известный баланс, во-первых, интересов, во-вторых, оптимального решения текущих проблем, чтобы подписка у нас не упала, а наоборот бы в новых условиях, мы добились лучших результатов.
- АРПП в начале года опубликовала данные о динамике тиражей. На Ваш взгляд, тенденция сохранилась? Наблюдается ли дальнейшее падение тиражей?
- Падение тиражей притормозилось, наблюдается некий баланс, связанный с тем, что спрос и предложение примерно уже в апреле этого года уже уравновесили друг друга по ряду изданий массового спроса, но происходит и параллельный процесс полного закрытия изданий. На сегодняшний день закрылось более двухсот изданий в Российской Федерации, это издания федерального уровня, т.е. закрываются издания, которые не пользуются прежним спросом в условиях кризиса. Например, такое известное издание, как Smart Money, уж куда, казалось бы, раскрученнее, но тем не менее, ИД Independent Media Sanoma Magazines пошел на его закрытие, понимая что, такое издание уже не пользуется прежним спросом. И примеров тому много в разных сегментах рынка. В сегменте мужских журналов закрываются автомобильные издания, издания для подростков типа «Молоток», уходят с рынка, издания о декоре, о дизайне, о каких-то роскошных предметах нашего быта, т.е. то, что сейчас меньше всего пользуется спросом.
- На недавно прошедшем семинаре АРПП в Египте, Ассоциация приняла пакет антикризисных мер для отрасли в условиях экономического кризиса. Расскажите, в чем они заключаются? Например, отмена ЕНВД для киосковых сетей. Пресса как социально-значимый товар.
- Ну, прежде всего, в коротком интервью мне сложно описать все параметры антикризисной программы, это серьезный документ, результат многодневной работы большого круга специалистов. Но то, что Вы обозначили, я прокомментирую. Отмена нашим Правительством ЕНВД больно ударила по отрасли, потому что в регионах РФ цены на печатную продукцию выросли на 20-30% и, соответственно, упали тиражи. Выросла налоговая нагрузка на киосковую сеть в регионах на 60-80%, это очень много, и эта мера, мы считаем, очень вредная, наносящая удар по газетам и журналам и усиливающая, так называемую, экономическую цензуру и ухудшающая свободный доступ населения к печатному слову. Поэтому мы активно боремся и призываем и Президента и Премьера пойти хотя бы на временное возвращение ЕНВД в медийную отрасль как социально-значимую. Последний же пункт насчет социально-значимой продукции печати и социально-значимой услуги дистрибуции прессы, это важный момент. Если Правительство пойдет нам на встречу и зафиксирует данное предложение в соответствующих правовых актах, то это позволит нашей отрасли пользоваться дополнительными услугами, льготами и это скажется, конечно, на нашем конечном потребителе-читателе и подписчике, который будет иметь лучшие условия для приобретения печатной продукции.
- В условиях кризиса издатели повышают цены. Оправданно ли это? Как, по-Вашему, это отразится на продаже печатных СМИ?
- Повышение цен – это, конечно, всегда болезненная и непопулярная мера у населения, но в данном случае - абсолютно оправданная, и связано это с тем, что издатели сознательно продавали свои издания ниже себестоимости, покрывая эти убытки большими рекламными доходами. Но рекламные бюджеты в кризис упали, в некоторых случаях на 50% от прежнего уровня и покрывать свои издержки из своих рекламных доходов издатель теперь не может и вынужден продавать свои издания по более реальной цене, отражающей реальные затраты на производство товара. Приведу пример, что «Московский комсомолец» до кризиса отпускался в сети по цене примерно три рубля за экземпляр. Вы понимаете, что «МК»-толстый с цветными фотографиями в большом варианте - не стоит таких денег, он стоит значительно дороже, т.е себестоимость его выше. Но редакция могла себе позволить отпускать на рынок по цене три рубля, я даже шутил, что при их рекламных доходах, они могут и доплачивать потребителю за то, что он читает такую газету. Сейчас ситуация изменилась, поэтому мы наблюдаем, что и «МК» и «Комсомолка» и другие массовые издания подняли цены на 20-30%, и это еще не предел. Это, конечно, скажется на продажах, но замечу, что тот потребитель, который привык покупать любимое издание, особенно, если оно в низкой ценовой категории до 15 рублей, то он и будет продолжать покупать любимую газету. Вообще повышение цен и весь кризисный вариант привел к тому, что упал спрос на дорогие издания по цене выше 50 рублей, не изменился практически спрос на издания средней ценовой категории и резко подрос спрос на издания низшей ценовой категории.
- В последнее время наблюдается сокращение географии распространения изданий в условиях кризиса, сокращение тиражей, отсутствие новинок – все это тенденции кризисного времени. К чему это, по-Вашему, может привести?
- Это не совсем точное наблюдение, потому что сокращение новинок происходит, но они не исчезли полностью. Я знаю, как минимум, пять издательских домов, которые запускают новые проекты в условиях кризиса. Это и ИД «Бурда», и ИД Conde Nast, и другие, которые, тем не менее, смело идут. Они чувствуют свою правоту и издают новые журналы. Что касается развоза изданий на дальние расстояния, это оправдывается тем, что возросли логистические затраты, транспортные затраты, тарифы, и возить издания на дальние расстояния стало экономически необоснованным. Может, это не так и плохо, потому как, возьмем пример тех же США, которые, в основном, имеют региональные издания, а общенациональных изданий раз-два и обчелся. Но выход в данной ситуации только один – подписываться на любимые газеты и оплачивать доставку, тогда каждый потребитель будет иметь в любой точке планеты любимое издание.
- О положительно., Недавно Правительство РФ утвердило перечень технологического оборудования, ввоз которого не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. В данный перечень вошло и полиграфическое оборудование, используемое при производстве книг и печатных СМИ. Думаете ли Вы, что далее последует ряд других мер по ослаблению налоговой нагрузки на медиаотрасль, таких как отмена ЕНВД?
- Нет, я не просто думаю, я надеюсь на это, потому что все медиасообщество боролось за то, чтобы то, что вы озвучили, состоялось. Много лет борьба шла за это положение, и слава Богу, что нас наконец-то услышали, поддержали, и в этом большая заслуга министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации И.О.Щеголева, который активно поддержал нас и продвигал это положение. Но этого мало, нам нужно радикальное ослабление налогового бремени на нашу отрасль, и наша Ассоциация выработала ряд предложений по этому поводу и вместе с другими медийными общественными организациями мы направили в Правительство РФ наше предложение. В частности, мы считаем, что надо радикально пересмотреть принципы НДС на всю медийую продукцию, НДС должен быть 3-5%, сквозным. Это означает, что он должен охватывать всю нашу отрасль по производству, изданию и распространению печатной продукции. Кроме того, надо изменить налоги на прибыль, надо вернуть ЕНВД на нашу отрасль хотя бы на 3-5 лет. Мы считаем, что надо радикально изменить положения, связанные с налогообложением на мелованную бумагу, не производимую в России, т.е. отменить пошлины на ввозимую мелованную бумагу в страну, что значительно улучшит наше положение.
Пресс-служба АРПП
- Полезного почерпнул очень много, прежде всего то, что российский рынок и российские компании находятся в русле всего того, что происходит во всем мире в нашей отрасли. С одной стороны нас радует, что ничто, что происходит со всей планетой, нам не чуждо, но с другой стороны это печально, потому что все кризисные явления проявляются, и у нас в той или иной степени. Другой важный аспект, это то, что издатели не просто жаловались на падение объемов рекламных поступлений, но они предлагали различные способы преодоления этих трудностей. Как эффективнее, лучше, экономичнее вести свой бизнес и т.п. В частности, мне запомнился лозунг, выдвинутый издателями из Индии. Он звучит так: «Мы будем там, где есть деньги». Это означает, что издатели ищут реальные проекты или возможности реализовать программу продвижения своего контента и, естественно, получение в результате дохода. Вот один из примеров: индийские издатели решили выйти на рынок мобильных телефонов, продвигать новостной контент через них, а в Индии 320 млн. мобильных телефонов и, конечно, это является хорошим рынком и если на него выйти, то, скорее всего, результат будет позитивный. Такое решение коллег из Индии показалось нам очень интересным. Кроме того, главным лозунгом всего форума в Лондоне было «Диверсификация, менеджмент, качество», т.е. все издатели считают, что эти три ключевых направления и позволят издательскому сообществу преодолеть кризис.
- В связи с кризисом, очень много говорится о вытеснении Интернетом печатной продукции. Насколько, на Ваш взгляд, эта перспектива реальна?
- Эта перспектива совершенно нереальна, можно только говорить о том, что Интернет все еще ищет свое место, он занял его пока не в полном объеме и, конечно, это место будет за счет печатной продукции. Интернет не всеобъемлющ, он не может подавить все остальные носители информации, но он является серьезным и важным конкурентом. Можно говорить о том, что наблюдается процесс конвергенции, когда идет слияние различного рода носителей или их объединение или, если хотите, их грамотный симбиоз, при котором не важно на каком из носителей вы продвигаете контент, важно, чтобы информация дошла до потребителя. Это может быть и бумажный контент и электронная бумага, мобильный телефон и монитор, который вас вывел на какой-то объем информации, это и телевидение, и радио, т.е. любой контент, который создает издатель и продвигает к потребителю, все это и есть создание контента, это можно назвать издательской деятельностью, а доведение этого контента до конечного адресата - дистрибуторской.
- В условиях кризиса АРПП создала ряд комитетов, таких как комитет по подписке, по подготовке кадров для отрасли, по вопросам распространения бесплатных изданий и т.п. Какие функции они выполняют?
- Во-первых, это не совсем точно, мы создали комитеты не в условиях кризиса, такая форма работы появилась с первых лет существования ее. Мы создавали такие комитеты давно, взять хотя бы комитет подписки, уже много лет, как он работает успешно. И возглавляет его В. И. Кокорев, первый заместитель генерального директора «Роспечати», член Правления нашей Ассоциации. Но что такое комитет - это структурное образование, позволяющее привлечь членов нашей Ассоциации к решению актуальных проблем по данной проблематике, это может быть и подписка, и бесплатные издания, которые все больше укрепляются на рынке, и законодательство. Комитет по законодательству активно ведет свою работу, т.к. тема эта очень важна и серьезна, поскольку в несовершенстве российских законов кроются многие беды нашего медиасообщества. Одним словом, комитеты являются инструментом решения актуальных проблем отрасли, причем они были, есть и будут.
- Чего вы ожидаете от их работы?
- Прежде всего, мы ожидаем рекомендаций, конкретных решений, алгоритма действий, предложений, открытий по решению проблем. Не нужно далеко ходить, давайте вернемся к тому же Комитету по подписке, который на последнем своем заседании рассматривал перспективы подписной кампании на первое полугодие 2010 года. Там очень много серьезных вопросов звучало, таких актуальных, сложных, ответственных, потому что в условиях кризиса проводить подписку достаточно сложно. И мне понравилось, что представитель «Почты России», кстати, «Почта России» – член нашей Ассоциации, и представители подписных агентств, а они тоже являются членами нашей Ассоциации, и издатели, многие из которых тоже являются членами нашей Ассоциации, все они искали известный баланс, во-первых, интересов, во-вторых, оптимального решения текущих проблем, чтобы подписка у нас не упала, а наоборот бы в новых условиях, мы добились лучших результатов.
- АРПП в начале года опубликовала данные о динамике тиражей. На Ваш взгляд, тенденция сохранилась? Наблюдается ли дальнейшее падение тиражей?
- Падение тиражей притормозилось, наблюдается некий баланс, связанный с тем, что спрос и предложение примерно уже в апреле этого года уже уравновесили друг друга по ряду изданий массового спроса, но происходит и параллельный процесс полного закрытия изданий. На сегодняшний день закрылось более двухсот изданий в Российской Федерации, это издания федерального уровня, т.е. закрываются издания, которые не пользуются прежним спросом в условиях кризиса. Например, такое известное издание, как Smart Money, уж куда, казалось бы, раскрученнее, но тем не менее, ИД Independent Media Sanoma Magazines пошел на его закрытие, понимая что, такое издание уже не пользуется прежним спросом. И примеров тому много в разных сегментах рынка. В сегменте мужских журналов закрываются автомобильные издания, издания для подростков типа «Молоток», уходят с рынка, издания о декоре, о дизайне, о каких-то роскошных предметах нашего быта, т.е. то, что сейчас меньше всего пользуется спросом.
- На недавно прошедшем семинаре АРПП в Египте, Ассоциация приняла пакет антикризисных мер для отрасли в условиях экономического кризиса. Расскажите, в чем они заключаются? Например, отмена ЕНВД для киосковых сетей. Пресса как социально-значимый товар.
- Ну, прежде всего, в коротком интервью мне сложно описать все параметры антикризисной программы, это серьезный документ, результат многодневной работы большого круга специалистов. Но то, что Вы обозначили, я прокомментирую. Отмена нашим Правительством ЕНВД больно ударила по отрасли, потому что в регионах РФ цены на печатную продукцию выросли на 20-30% и, соответственно, упали тиражи. Выросла налоговая нагрузка на киосковую сеть в регионах на 60-80%, это очень много, и эта мера, мы считаем, очень вредная, наносящая удар по газетам и журналам и усиливающая, так называемую, экономическую цензуру и ухудшающая свободный доступ населения к печатному слову. Поэтому мы активно боремся и призываем и Президента и Премьера пойти хотя бы на временное возвращение ЕНВД в медийную отрасль как социально-значимую. Последний же пункт насчет социально-значимой продукции печати и социально-значимой услуги дистрибуции прессы, это важный момент. Если Правительство пойдет нам на встречу и зафиксирует данное предложение в соответствующих правовых актах, то это позволит нашей отрасли пользоваться дополнительными услугами, льготами и это скажется, конечно, на нашем конечном потребителе-читателе и подписчике, который будет иметь лучшие условия для приобретения печатной продукции.
- В условиях кризиса издатели повышают цены. Оправданно ли это? Как, по-Вашему, это отразится на продаже печатных СМИ?
- Повышение цен – это, конечно, всегда болезненная и непопулярная мера у населения, но в данном случае - абсолютно оправданная, и связано это с тем, что издатели сознательно продавали свои издания ниже себестоимости, покрывая эти убытки большими рекламными доходами. Но рекламные бюджеты в кризис упали, в некоторых случаях на 50% от прежнего уровня и покрывать свои издержки из своих рекламных доходов издатель теперь не может и вынужден продавать свои издания по более реальной цене, отражающей реальные затраты на производство товара. Приведу пример, что «Московский комсомолец» до кризиса отпускался в сети по цене примерно три рубля за экземпляр. Вы понимаете, что «МК»-толстый с цветными фотографиями в большом варианте - не стоит таких денег, он стоит значительно дороже, т.е себестоимость его выше. Но редакция могла себе позволить отпускать на рынок по цене три рубля, я даже шутил, что при их рекламных доходах, они могут и доплачивать потребителю за то, что он читает такую газету. Сейчас ситуация изменилась, поэтому мы наблюдаем, что и «МК» и «Комсомолка» и другие массовые издания подняли цены на 20-30%, и это еще не предел. Это, конечно, скажется на продажах, но замечу, что тот потребитель, который привык покупать любимое издание, особенно, если оно в низкой ценовой категории до 15 рублей, то он и будет продолжать покупать любимую газету. Вообще повышение цен и весь кризисный вариант привел к тому, что упал спрос на дорогие издания по цене выше 50 рублей, не изменился практически спрос на издания средней ценовой категории и резко подрос спрос на издания низшей ценовой категории.
- В последнее время наблюдается сокращение географии распространения изданий в условиях кризиса, сокращение тиражей, отсутствие новинок – все это тенденции кризисного времени. К чему это, по-Вашему, может привести?
- Это не совсем точное наблюдение, потому что сокращение новинок происходит, но они не исчезли полностью. Я знаю, как минимум, пять издательских домов, которые запускают новые проекты в условиях кризиса. Это и ИД «Бурда», и ИД Conde Nast, и другие, которые, тем не менее, смело идут. Они чувствуют свою правоту и издают новые журналы. Что касается развоза изданий на дальние расстояния, это оправдывается тем, что возросли логистические затраты, транспортные затраты, тарифы, и возить издания на дальние расстояния стало экономически необоснованным. Может, это не так и плохо, потому как, возьмем пример тех же США, которые, в основном, имеют региональные издания, а общенациональных изданий раз-два и обчелся. Но выход в данной ситуации только один – подписываться на любимые газеты и оплачивать доставку, тогда каждый потребитель будет иметь в любой точке планеты любимое издание.
- О положительно., Недавно Правительство РФ утвердило перечень технологического оборудования, ввоз которого не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. В данный перечень вошло и полиграфическое оборудование, используемое при производстве книг и печатных СМИ. Думаете ли Вы, что далее последует ряд других мер по ослаблению налоговой нагрузки на медиаотрасль, таких как отмена ЕНВД?
- Нет, я не просто думаю, я надеюсь на это, потому что все медиасообщество боролось за то, чтобы то, что вы озвучили, состоялось. Много лет борьба шла за это положение, и слава Богу, что нас наконец-то услышали, поддержали, и в этом большая заслуга министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации И.О.Щеголева, который активно поддержал нас и продвигал это положение. Но этого мало, нам нужно радикальное ослабление налогового бремени на нашу отрасль, и наша Ассоциация выработала ряд предложений по этому поводу и вместе с другими медийными общественными организациями мы направили в Правительство РФ наше предложение. В частности, мы считаем, что надо радикально пересмотреть принципы НДС на всю медийую продукцию, НДС должен быть 3-5%, сквозным. Это означает, что он должен охватывать всю нашу отрасль по производству, изданию и распространению печатной продукции. Кроме того, надо изменить налоги на прибыль, надо вернуть ЕНВД на нашу отрасль хотя бы на 3-5 лет. Мы считаем, что надо радикально изменить положения, связанные с налогообложением на мелованную бумагу, не производимую в России, т.е. отменить пошлины на ввозимую мелованную бумагу в страну, что значительно улучшит наше положение.
Пресс-служба АРПП