"Проф-Медиа" оказалась в залоге у ВТБ. Один из крупнейших медиахолдингов может осенью сменить владельца


Один из крупнейших медиахолдингов страны может осенью сменить владельца. По данным Slon.ru, нынешний хозяин "Проф-Медиа", "Интеррос" Владимира Потанина, заложил 100% своей медиаимперии и, возможно, не станет ее выкупать. Произошло это еще в ноябре 2008 года, когда "Интерросу" пришлось довнести в ВТБ в качестве обеспечения по кредиту другие активы. "Интеррос", как рассказывает источник в ВТБ, взял взаймы еще денег, и вместе с 20% акций "Росбанка" и 18% "Норильского никеля" у ВТБ в обмен на сумму, не превышающую $800 млн, оказался крупный медиаактив.
В "Интерросе", самой "Проф-медиа" и пресс-службе ВТБ информацию о залоге официально не подтверждают. Впрочем, член правления "Интерроса" Лариса Зелькова информацию и не опровергла. Максим Лунев, начальник управления общественных связей ВТБ, уточнил, что речь идет о "конфиденциальной информации, если клиент захочет - он сам расскажет". Исполнительный вице-президент "Проф-Медиа" Юлия Соловьева считает, что "история залога - это история наших владельцев, а не "Проф-Медиа". Никто из источников Slon.ru не смог уточнить, какова будет дальнейшая судьба холдинга. Лишь один - из конкурирующей компании, но осведомленный о положении в "Проф-Медиа" - предположил, что выкуплен залог не будет.
ОТДАВАЙ, ПОДЕШЕВЕЛО
Трудно сказать, стоит ли "Проф-Медиа" таких денег. Но теперь с оценкой активов сложности возникают постоянно. Год назад инвестиционные аналитики оценивали холдинг в $2 - 2,5 млрд. Финансовый итог за 2008 г. холдинг пока не подвел. Комбинированная выручка "Проф-Медиа" в 2007 года составила около $480 млн, а рентабельность его неизвестна.
Но владельцы и не ставили перед холдингом и входящими в него компаниями цель обязательно получать прибыль. В последние предкризисные годы "Проф-Медиа" приобретала активы, запускала новые телеканалы. При этом главной целью было увеличение размеров холдинга. По словам одного из бывших гендиректоров компании B2BMedia, до декабря 2008 года входившей в состав холдинга, перед ним ставилась задача запускать по 2 - 3 журнала в год, при этом сама компания должна была оставаться "планово убыточной" до 2012 года.
По итогам скупки активов ("с нуля" компания запустила только канал "2x2") под крышей "Проф-Медиа" оказались несколько телеканалов, ИД "Афиша", ВКПМ (радиостанции "Авторадио", "Юмор FM"), Rambler и много чего еще. Способность многих из них приносить прибыль в обозримом будущем вызывает сомнения у конкурентов и экспертов. Rambler уже осенью столкнулся с 30%-ным падением доходов от рекламы, телеканал "2x2" находится еще в стадии стартапа, а MTV эксперты относят к числу наиболее уязвимых на телевидении рекламоносителей.
СТРАТЕГИЯ ПАДЕНИЯ
Случись кризис годом позже "Проф-Медиа", возможно успела бы выйти, как и планировала, на рынок (IPO планировалось сначала на 2008, потом было перенесено на вторую половину 2009 года). Но, как и многих крупных бизнесменов, скупавших в последние годы компании пачками, кризис застал владельца "Проф-Медиа" на взлете.
Осенью 2008 года "Интерросу" срочно потребовались деньги, чтобы внести их в обеспечение ранее взятых кредитов - старый залог обесценился из-за падения фондового рынка. В конце августа - сентябре Владимир Потанин трижды встречался с Дмитрием Медведевым и один раз с Владимиром Путиным. Но бесплатной помощи не получил. Пришлось вносить в ВТБ новый залог. В результате этих операций и получилось, что "Проф-Медиа", скупленная непосильным трудом за огромные деньги, стоит всего около $800 млн. И ВТБ не считает при этом, что ему повезло. Источник в банке затруднился сказать, что ВТБ будет делать с активами, если "Интеррос" их не выкупит.
 
Источник: Slon.ru