В правительство внесен Закон о торговле, который призван урегулировать вопросы ценообразования в сетевых магазинах. Почему стоимость продуктов у ретейлеров растет гораздо быстрее средней инфляции по стране - разбирался The New Times.

Супермаркет "Перекресток" на Тишинской площади в Москве несколько месяцев назад был перепланирован: стеллажи частично убраны, а полки переставлены так, чтобы покупатели не заметили сокращения ассортимента. "Я хожу в этот магазин более полугода и привык к определенному набору продуктов, - поделился с The New Times постоянный клиент "Перекрестка" Сергей. - По моим наблюдениям, за это время хлеб и сыр подорожали процентов на 10%, овощи - на 20%. С полок пропало мое любимое французское вино, а ассортимент сыров по цене 250-400 рублей за килограмм сильно сократился".

Подобные изменения в сетевых продуктовых магазинах - результат кризиса, который обострил и без того напряженные отношения между ретейлерами и их поставщиками. Новый законопроект о торговле, который в ближайшее время рассмотрит правительство, должен помочь найти общий язык между сторонами, остановив безудержный рост цен в сетевых магазинах. Однако специалисты отрасли предупреждают, что главная проблема в законе никак не прописана: на сети давит коррупционный налог, который вкупе с обязательными для поставщиков денежными платежами (так называемыми бонусами) и взвинчивает цены в ретейле. Бонусы - не что иное, как оговоренная контрактами плата за то, чтобы товар конкретного поставщика попал на реализацию в данную сеть, да еще и оказался бы там на видном месте.

Колбаса с наценкой

За последние 8-9 лет супермаркеты, мегамаркеты и магазины-дискаунтеры вытеснили открытые рынки, магазины с прилавком и лотки в крупных и средних городах: "По экспертным оценкам, на торговые сети нового поколения приходится от 30 до 40% оборота, по Москве - 30-35%, по Питеру - 60-65%", - говорит научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований ГУ-ВШЭ Зоя Котельникова.
Однако кризис резко ограничил доступ торговых сетей и поставщиков к кредитным ресурсам, понизил норму прибыли почти вдвое из-за "плавной девальвации" рубля (доля импортных продуктов в товарообороте превышает 50%, а по отдельным группам товара - и все 90%) и вынудил потребителей экономить. Торговые сети попытались переложить вновь возникшие риски на своих контрагентов - поставщиков продуктов, а те забили тревогу, требуя понизить или вовсе убрать денежные выплаты.

Как показывают результаты исследования Высшей школы экономики (опрос 252 менеджеров торговых сетей и 249 менеджеров компаний-поставщиков. Анкетирование проводилось осенью-зимой 2007 года в 5 городах России), именно бонусы вызывают конфликт между владельцами сетей и их поставщиками. "Раньше, чтобы попасть на полки сетевых магазинов, поставщики коррумпировали сотрудника сети. Когда появились западные операторы (в начале 2000-х годов. - The New Times), они принесли с собой цивилизованные методы работы: поставщики стали платить эти деньги владельцам сетей, с которых последние уплачивают налоги. Это цивилизованная форма конкуренции между поставщиками за место на полке", - объяснил природу бонусов Лев Хасис, главный исполнительный директор компании Х5 Retail Group, владеющей "Пятерочкой", "Перекрестком" и "Каруселью".
Эти платежи, как издержки поставщиков, естественно, включаются в конечную цену продукта (в сетях распространения печатной продукции бонусные платежи доходят до 140% от отпускной цены издателя). "Бонусы позволяют скрывать реальную наценку на продукты, - сказал в интервью The New Times зампредседателя Комитета по аграрно-продовольственной политике Совета Федерации, председатель совета директоров АПК "Моссельпром" Сергей Лисовский. - Если бы правительство видело реальную наценку, скажем, на докторскую колбасу, составляющую в среднем 42%, или на курицу - 28%, то торговцам было бы трудно объяснить такое положение дел. Ведь европейские торговые сети, к примеру, устанавливают наценку на продукты питания 8-12%".

Золотой прейскурант

Для поставщика "входной билет" в торговую сеть с продуктами питания первой необходимости (молоком, хлебом, яйцами) составляет 60-120 тыс. рублей за каждую товарную группу, - рассказал The New Times декан факультета маркетинга Российской экономической академии им. Плеханова Валерий Никишкин: "Размер оплаты прописывается в договоре между сетью и контрагентом". К примеру, для поставщиков алкоголя цена "входа" в один магазин сети "Пятерочка" начинается с 400 тыс. рублей за одно наименование, в гипермаркет "Ашан" - с 60 тыс.
"В сетевых магазинах действует правило "золотой полки", которая расположена на уровне глаз покупателя, - говорит профессор Никишкин. - Доказано, что эта полка является более удобной и более притягательной как с физиологической, так и с психологической точек зрения: перенос товара на уровень глаз снизу или сверху увеличивает продажи на 30-70%".
Разместить овощи или фрукты на "золотой полке" стоит от 10 тыс. рублей за одну торговую позицию, с кондитеров ретейлеры собирают от 2 тыс. до 35 тыс. рублей, с поставщиков алкоголя взимают от 35 тыс. до 600 тыс. рублей в год. Такой прейскурант существует в каждом магазине торговой сети, иначе говоря, если товар будет продаваться в сотне торговых точек, указанные суммы нужно умножать на сто, поясняет Валерий Никишкин.
Владельцы сетей объясняют природу бонусных платежей по-иному. Их позиция, согласно исследованию ВШЭ, заключается в том, что денежные требования позволяют минимизировать тот риск, который берет на себя магазин, когда начинает работать с новым поставщиком или берет на реализацию продуктовые новинки.

Цена с прикупом

"Сети перекладывают риски торговли на производителей и в конечном итоге на потребителей. Они хотят работать вообще без рисков, а без них не бывает прибыли", - возражает Сергей Лисовский.
Возможно, самый важный фактор, влияющий на цены в сетях, - высокий уровень коррупции. "Назвать конкретную сумму платежей, которая идет надзорным и проверяющим органам, чиновникам в погонах и без, довольно сложно - никто специальных подсчетов не ведет. Но неформальные платежи, конечно же, включены в правила игры для всех ретейлеров", - разъясняет на условиях анонимности источник из крупной продовольственной торговой сети.
По данным The New Times, ежегодно торговые сети отстегивают в среднем 10% от объема своей выручки различным "проверяльщикам" и "разрешателям". Для крупных сетей речь идет о сотнях миллионов долларов (размер чистой выручки (объем продаж магазинов минус НДС) оператора Х5 составил в 2008 году $8,3 млрд, владельца сети магазинов-дискаунтеров "Копейка" - $2,1 млрд).

"Оптово-розничная торговля занимает первое место в рейтинге самых коррупционноемких отраслей российской экономики, - считает президент фонда "ИНДЕМ" Георгий Сатаров. - Конечная цена продукта, которую видит потребитель в магазине, содержит большую долю тех платежей, которую торговцы вынуждены платить различным инстанциям".
Закон о торговле должен заработать уже 1 сентября, сообщает Минпромторг. Однако он будет регулировать легальную форму взаимоотношений поставщиков и владельцев сетей. Неформальные и коррупционные платежи в области ретейла он никак не затронет. А значит, все эти издержки по-прежнему будут перекладываться на плечи потребителя и продолжат вытягивать деньги из наших кошельков.
 
Источник: The New Times