В регионах России с начала кризиса прекратили существование не меньше 200 газет и журналов. Эксперты удивляются, глядя на список не переживших кризис СМИ: закрываются-то не самые худшие. Но региональным изданиям недостаточно внятно отвечать на обычные вопросы: о чем писать, как и для кого. Дела плохи, если издание выходит в городе с одним умирающим заводом, пишет про местный бизнес или не относится к числу государственных.
НЕПРАВИЛЬНАЯ АУДИТОРИЯ
Рейтинговое агентство Standard&Poors сообщило о пересмотре прогноза по рейтингам Самарской области со "стабильного" на "негативный". Наверняка местные деловые СМИ соревновались бы в том, кто лучше об этом напишет, если бы для них негативный прогноз не сбылся еще в начале года.
С января прекратила существование "Самарская неделя", а издание "Дело" (экономическое обозрение) поменяло периодичность и потеряло самостоятельность: еженедельник стал ежемесячным приложением к "Самарскому обозрению". В филиале "Ведомостей" были уволены все журналисты - в штате остались только редакторы. При этом - равно как и в Нижнем Новгороде - периодичность выхода региональных полос сократилась с пяти в неделю до трех.
Самара - далеко не единственный эпицентр массового падежа "серьезных" газет. В Краснодаре, например, в начале года прекратили свое существование "Кубань-Бизнес" и "Кубанская правда", а спустя два месяца была закрыта "Бизнес-среда". Лишь "Краснодарские известия" намерены продолжать издание ежеквартального гида по шопингу "Известен в Краснодаре", первый номер которого вышел в декабре 2008-го.
Не меньше страдают те, кто до кризиса решил писать для молодежи. Их покинули и рекламодатели, и читатели. Чебоксарская газета "Молодежный курьер", московский журнал "Молоток", питерские "Пять углов" были запущены в разное время, но закрылись одновременно ("Пять углов", правда, не окончательно - издание планирует выходить в онлайне). Молодежные издания - одна из тех категорий, интерес читателей к которым снижается сейчас и в Москве, и в регионах (в декабре - апреле их аудитория уменьшилась, по данным TNS Россия, на 13% и на 9% соответственно). Так же снижается интерес жителей регионов к рекламным изданиям, к развлекательным и компьютерным.
Не лучше приходится и местным глянцевым изданиям. Эти страдают от потери рекламодателей. Менеджер по рекламе закрытого недавно ростовского журнала Pleasure жалуется: клиенты - в основном это были местные обувные и одежные магазины - "передохли как мухи", и издание, хоть и не муха, но скончалось вместе с ними.
НЕ В ТОМ МЕСТЕ
Эксперты считают, что важно не столько содержание издания, сколько место, в котором оно издается. Жителям моногородов, раньше чувствовавшим себя увереннее по сравнению с небогатыми соседями, теперь приходится совсем туго, и они существенно сокращают расходы - в том числе и на местную прессу. А уж владельцу газеты - тому же заводу - и вовсе не до СМИ.
В городах с диверсифицированной экономикой и жители, и СМИ не зависят от одного "кормильца", да и рекламодатели - мелкий и средний местный бизнес - разнообразнее: двое сократят рекламный бюджет, а третий оставит.
Для общественно-политической и деловой местной прессы главный фактор выживания - то, кто и как в местных органах власти курирует СМИ. Тут уже не важно, в каком регионе выходит издание, сколько у него читателей и насколько качественно оно освещает местные события. Как считает гендиректор "Комсомольской правды" Владимир Сунгоркин, лучше всего сейчас чувствуют себя те, кто финансируется органами власти. Более того - создаются новые медиахолдинги из финансируемых на средства регионов и муниципалитетов изданий.
К ЗАПУСКУ ГОТОВ
Впрочем, прямые дотации и прочие способы поддержки лояльных власти СМИ неизбежно будут снижаться по мере "усыхания" бюджета, а значит, скоро все СМИ - и частные, и государственные - будут в равных тяжелых условиях.
Но кризис не уничтожит в регионах все многообразие видов печатных медиа. Уже сейчас очевидно, что на место выбывших придут другие. В Воронеже, одновременно с созданием губернатором Алексеем Гордеевым медиахолдинга из муниципальных СМИ и типографии, ожидается другое событие - помельче. Готовится к выходу новая городская газета "ПольZа & ВыгоDа". А в Ростове-на-Дону, где мрут гламурные рекламодатели, в марте вышел первый номер глянцевого ежемесячного журнала "Жадность". На региональную прессу всегда будет спрос, и никакие центральные издания не смогут с ними конкурировать: они просто не в состоянии обеспечить читателя местной информацией.
Источник: Slon.ru