Печатные СМИ нашего региона нуждаются в поддержке, поскольку многие из них находятся в крайне сложной ситуации из-за кризиса и вызванного им сокращения объемов рекламы. Такой вывод можно было сделать из дискуссии на первом рабочем заседании недавно созданной комиссии Новосибирского областного Совета депутатов по информационной политике. Речь там шла о тех изданиях, которые относятся к общественно-политическим и просто необходимы для нормального существования общества. Помимо депутатов и редакторов новосибирских газет, в дискуссии принимали участие представители сетей, продающих газеты и журналы, типографий, почтовой службы, налоговой инспекции и еще ряда структур.
Как напомнил председатель комиссии по информационной политике Виктор Игнатов, именно сохранение общественно-политических изданий сегодня очень важно. Ведь в конечном итоге даже такой фактор, как инвестиционная привлекательность той или иной страны и конкретного региона, зависит во многом от присутствия в ней свободных средств массовой информации. Без них нельзя говорить о развитии рыночной экономики.
Сейчас такие издания переживают весьма сложные времена. Как следовало из выступлений их руководителей, проблемы схожие. Поскольку доходы от рекламы упали в прессе весьма существенно (в некоторых газетах на 25-30%, а то и на 40%), там вынуждены принимать достаточно болезненные решения. Приостанавливаются новые проекты, снижаются тираж и "полосность" номера (у кого-то вместо привычных 24 полос, например, может выходить лишь 16), и, самое главное, сокращается штат сотрудников, в том числе и журналистов. На комиссии говорилось о том, что хорошие профессионалы - это "штучный товар", и жизненно важно не растерять их в кризисное лихолетье.
Если общественно-политические СМИ, находящиеся, по выражению Виктора Игнатова, на грани банкротства, начнут исчезать, последствия будут достаточно плачевные. В ходе дискуссии прозвучала такая мысль - на смену нашим региональным изданиям, пишущим о местных проблемах, придут известные российские таблоиды, издаваемые стотысячными тиражами. Основные темы такой прессы - "скандалы" из жизни звезд, настоящие или придуманные... Но влияние подобного чтива никак нельзя назвать полезным. Приводился пример телевидения, в котором и так три четверти передач - развлекательные, а в результате, как говорят опросы, лишь 1% российских старшеклассников может на сегодняшний день опознать на фото лицо Юрия Гагарина, зато, наверняка, все 100% прекрасно знают, как выглядит телеведущая Ксения Собчак. Если экспансия "желтой прессы" и всевозможного "гламура" в регионах усилится, "перекосы" такого рода сознания будут только нарастать.
Вот почему сейчас так необходима поддержка нашим СМИ. Это касается и таких острых для региональных изданий проблем, как наценки в розничной торговой сети, которые составляют в среднем 60-70%, а порой и превосходят 100%. В результате, как считают многие из выступавших на заседании представителей общественно-политических изданий, цены газет и журналов в киосках слишком высоки и спрос на них из-за этого падает.
Вторая проблема касается стоимости доставки периодических изданий подписчикам, установленной федеральной почтовой службой. Она тоже весьма велика и может в три раза превосходить отпускную цену, назначенную газетой или журналом. Понятно, что при таких условиях количество желающих подписаться также падает. А это одна из основных статей дохода общественно-политических СМИ.
На комиссии можно было услышать и ответные аргументы, в частности, со стороны руководителей торговых сетей. Например, говорилось, что в них преобладает ручной труд - и это штат сортировщиков, водителей-экспедиторов и, собственно, тех самых продавцов в киосках, у которых мы и покупаем периодику, которую хотим почитать. Причем рентабельность фирм, занимающихся такого рода бизнесом, очень не высока (на комиссии называлась цифра в 4%, что говорит о совсем не "гигантских" прибылях). И подавляющую долю расходов составляет как раз фонд заработной платы. Сокращать зарплаты сотрудникам или увольнять их, чтобы снизить торговую надбавку, не слишком хорошая мысль. Ведь большая часть этих людей относится к социально необеспеченным слоям населения, и речь может идти, например, о 40-50-летних женщинах без высшего образования, которым в нынешней ситуации некуда будет пойти работать.
Другая серьезная статья расходов у сетей розничной торговли - налоги. С нынешнего года они вынуждены платить намного больше. В связи с этим на комиссии было предложено обратиться с законодательной инициативой в Госдуму с тем, чтобы разрешить таким компаниям вернуться к прежним налоговым схемам.
Председатель Новосибирского областного Совета депутатов Алексей Беспаликов отметил, что с данной ситуацией стоит разобраться и, возможно, заняться подготовкой соответствующего обращения к Думе. А также решить, какие законодательные и нормативные акты можно было бы принять на уровне областных или муниципальных властей для поддержки СМИ. Кроме того, Алексей Акимович напомнил, что торговые сети, распространяющие СМИ, значительную часть доходов получают от продажи сопутствующих товаров - предметов гигиены, продуктов в упаковке, косметики, сувениров и т. д. Можно было бы, например, разрешить им расширить данный ассортимент и тем самым увеличить прибыли, если тем самым можно в свою очередь понизить наценки на периодику.
Что касается ситуации с подпиской - стоимость ее устанавливается в Москве. И именно это, пояснила и. о. директора Управления федеральной почтовой связи Новосибирской области - филиала ФГУП "Почта России" Галина Тилишевская, и влияет на "доставочную цену" в регионе. Также играют роль, собственно, вес той или иной газеты и частота ее выхода. Причем даже нынешняя цена доставки не покрывает расходов почтовой службы - и это несмотря на полученные дотации. Хотя если еще дотировать и сами издания (возможно, самые нужные и популярные ), понятно, что подписка в конечном итоге будет стоить дешевле. Впрочем, выяснилось, что даже в нынешней ситуации она не подорожает, по крайней мере, до конца 2009 года.
Все эти вопросы будут еще обсуждаться. Виктор Игнатов сказал, что дотировать конкретные СМИ не совсем правильно, ведь разным типам читателей нравятся газеты различной направленности - и как определить, кому именно дать бюджетную поддержку, непонятно; это может помешать нормальной конкуренции среди изданий. Проще тогда уж поддержать почту, чтоб она в свою очередь создала более удобные условия по подписке всем без исключения печатным СМИ.
Хотя стоит отметить, что, скажем, средства, отпущенные в этом году в областной казне на гранты для СМИ, которые выиграют соответствующие конкурсы по освещению социально значимых тем, не подверглись секвестированию. Заместитель председателя Новосибирского областного Совета Владимир Карпов сказал, что можно еще подумать о том, достаточно ли заложенной суммы в нынешних условиях для поддержки печатных изданий. Ведь Россия - "страна слова", и потерять этот статус нельзя. И для Новосибирской области с ее образовательным и научным уровнем существование общественно-политических изданий очень важно. Но большим шагом вперед уже является то, что все эти и другие предложения были высказаны и зафиксированы. И это лишний раз доказывает необходимость комиссии как дискуссионной площадки, позволяющей выслушать разные мнения и сформировать "алгоритм действий", которые позволят эффективно поддерживать наши СМИ (не в ущерб другим участникам рынка: типографиям, сетям распространителей и т. д.).
Источник: Вечерний Новосибирск