Рынок распространения нуждается в капитальном ремонте

       Считает генеральный директор агентства маркетинговых коммуникаций «МедиаМарк» Константин Исаков. О перспективах медиарынка и проблемах издательского бизнеса мы попросили его рассказать читателям журнала «Курьер».

– Охарактеризуйте, пожалуйста, современную ситуацию на медиарынке.

– Рынок прессы развивается. Хотя в точных оценках объемов этого рынка «МедиаМарк» расходится с Федеральным агентством по массовым коммуникациям. Мы считаем, что тиражи периодики и объем, особенно журнального сегмента рынка, больше, чем оценивает Федеральное агентство. Во-первых, не все издательства присылают положенные сведения о своей продукции в Книжную палату (единственный государственный орган, занимающийся подсчетом тиражей выходящих в России книг и периодики), а, во-вторых, Книжная палата не учитывает бесплатные, рекламные и кроссвордные издания, которые выходят огромными тиражами и представляют сегодня перспективные, быстрорастущие сегменты рынка СМИ. Они опираются на традицию советских времен, когда подобных изданий было мало и выходили они незначительными тиражами, но с тех пор ситуация кардинально изменилась.

Российский рынок прессы достиг определенной зрелости; мы видим примеры очень успешного и инвестиционно привлекательного бизнеса, так что медиарынок, на мой взгляд, имеет хорошие перспективы. Правда, до тех пор, пока все будет в порядке с нашей экономикой, пока нефть на мировом рынке по-прежнему будет дорого стоить.

– Издательские дома с зарубежным капиталом – это конкуренты или угроза для российских издательств?

– Зарубежные издательские дома – равноценные участники рынка, имеющие неоспоримые (но не всегда решающие) конкурентные преимущества, в частности, прозрачные финансы, понятную структуру управления. Как правило, они ориентированы на выпуск качественной и востребованной продукции, и это идет на пользу российскому медиарынку, на котором сейчас очень много мусора. Ведь вход нового издания на рынок сегодня в России еще относительно дешев (хотя теперь он дороже, чем несколько лет назад), и этим объясняется тот факт, что у нас зарегистрировано около 47 тысяч изданий – такой цифры нет ни в одной другой стране. Даже если реально выходит только половина или четверть, то это все равно очень много.

Сегодня в России быть иностранным издателем вовсе не означает быть издателем успешным. То есть это не тождественные понятия. Потому что на рынке выигрывают не по национальности, а по способностям. Представляется, что иностранным издателям тоже есть чему поучиться, например, у издательств «Семь Дней», «За рулем», «Авторевю», «Салон-Пресс», «Вокруг света», «Экстра М», «Главбух».

– Существуют ли сегодня, на ваш взгляд, свободные тематические ниши?

– Я считаю, что в любой тематической нише есть еще достаточно свободного пространства, и если появится интересное издание, то оно найдет свою читательскую аудиторию. Конечно, уже не в любой журнал легко можно собрать рекламу – рекламодатели стали разборчивее, они хотят сегодня не просто тратить деньги, не только спонсировать чьи-то издательские проекты, но апеллировать к очень конкретной целевой аудитории, и печатные СМИ дают им такую возможность.

Чтобы выпустить хорошее издание сегодня, надо очень серьезно подходить к исследованию рынка, конкурентного окружения, изучению читательских предпочтений. Успех издания на рынке зависит, с моей точки зрения, не столько от наличия или отсутствия свободного места на рынке или «свободной тематической ниши», а от времени и сил, которые потратит издатель на выпуск своего журнала или газеты.

Вообще мне представляется, что дальнейшая конкурентная борьба СМИ будет происходить на уровне борьбы контентов. Нужно понять, чего хотят читатели, и суметь удовлетворить их интерес. Просто журналом с красивыми картинками на глянцевой бумаге уже никого не удивишь и не заинтересуешь надолго. Тот, кто понял это раньше других, пожинает сегодня богатый урожай.

– Каковы ваши прогнозы по развитию ситуации на медиарынке?

– Опасаюсь, что издателям придется засучив рукава осваивать растущие рекламные бюджеты. Будут появляться новые издания, осенью многие крупные издательства запустят новые проекты. Вполне мирно будут уживаться и издания с большими тиражами и бюджетами, и малотиражные газеты и журналы. Читательская аудитория продолжит перераспределение между издательскими проектами, потому что число людей в России сокращается, а число изданий все увеличивается.

Создание в России новых типографских комплексов (типографии «Проф-Медиа Принт», «Экстра М»), оснащение существующих современным печатным оборудованием ускорит процесс перехода газет на цветную печать.

На развитие ситуации в целом будет влиять и рынок распространения периодики. Сегодня дистрибьюторы не справляются с растущим объемом периодики – ни в розничном, ни в оптовом звене. Этот сегмент рынка требует уже не косметического, а капитального ремонта. Если процесс формирования цивилизованных условий работы на рынке распространения завершится успешно, то, возможно, у медиарынка появятся новые возможности, что несомненно скажется на увеличении тиражей...



Источник: журнал «Курьер» N 19