О положении на рынке распространения прессы (итоги второго квартала 2009 г.)

       Во втором квартале тенденции рынка носили разнонаправленный характер. С одной стороны, по сравнению с 1 кварталом, количество реализованных тиражей росло, с другой - в каналах распространения наблюдалось сокращение ассортиментной линейки.
По сравнению с первым кварталом 2009 г.,  второй квартал показал положительную динамику продаж. Наиболее заметный рост реализованных тиражей наблюдался в апреле. Во многом за счёт успешных продаж изданий, пользующихся повышенным спросом, в частности патворков ИД Бурда и ИД Эгмонт.
       Многими участниками рынка отмечается рост спроса на патворки (тематические коллекции), посвящённые самым различным направлениям. Также наблюдается рост спроса на издания тематической группы “сад/огород”, недорогие издания о здоровье, развлекательные женские издания средней ценовой категории и на издания кроссвордно-сканвордной  группы.
     Также наблюдается перераспределение покупательского  спроса в сторону изданий низкой ценовой категории.
      С ценами, начиная с апреля ситуация стабилизировалась. Повышения наценок со стороны распространителей не наблюдалось. Цены поднимали некоторые издатели, повышение в подавляющем большинстве случаев не превышало 5-10%. Соответственно увеличивалась цена в рознице, но только по отдельным изданиям.
        Тем не менее, по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.,  динамика тиражей отрицательная. Продажи тиражей изданий снизились по некоторым сетям распространения до 10%. По объёмам  продаж в денежном выражении падения не произошло, т.к. падение реализованных тиражей  компенсировалось произошедшим в первом квартале ростом цен на периодику.

Сокращение продаж тиражей обусловлено следующими факторами:
1.    снижением покупательской способности населения. По статистике доля прессы в потребительской корзине составляет 0,6%, соответственно при снижении потребительских расходов населения снижаются и расходы на приобретение прессы
2.    отсутствием новых издательских проектов. Интерес населения к периодике во многом поддерживался новыми проектами, соответствующими требованиям рынка. В связи с кризисом остановлен запуск новых брендов, интерес потребителей к изданиям давно присутствующим на рынке постепенно снижается, спрос на глянец падает, развитие интернет-ресурсов и бесплатной прессы также негативно сказываются на поведении потребителей (отдаётся предпочтение иным информационным источникам, в первую очередь бесплатным).
3.    Ухудшение качества изданий. В целях экономии на издержках, многие издания “худеют”, т.е. сокращается полосность, ухудшается качество полиграфии,  ухудшается качество контента в связи с сокращениями штата. Приобрела размах тенденция “сдвоения” номеров. Всё это приводит к снижению интереса к периодической печати.

При сохранении вышеперечисленных тенденций, по мнению экспертов рынка, прогноз на 3-4 кварталы выглядит пессимистично.
 
Отсутствие новинок наряду с вымыванием существующего ассортимента, приведёт к дальнейшему снижению объёмов реализованных тиражей. Развитие рынка напрямую связано с развитием продукта, стагнация издательского бизнеса окажет негативное влияние и на рынок распространения.

В связи с этой угрозой распространению прессы как бизнесу, возникает необходимость принятия безотлагательных мер в целях поддержки предприятий, распространяющих прессу, и осуществить комплексные меры для преодоления кризисных явлений.

Экспертная группа АРПП