Несмотря на снижение темпов экономического роста на западных рынках, общемировой объем расходов на интернет-рекламу будет расти в среднем на 13% в год вплоть до 2013 года. Основной движущей силой рынка интернет-рекламы станут развивающиеся рынки, в том числе Россия, а также сегменты мультимедийной и видеорекламы. Такие прогнозы содержатся в новом прогнозе, выпущенном рекламно-коммуникационным агентством ZenithOptimedia (аффилированная компания международного коммуникационного холдинга Publicis Groupe).
Аналитики ZenithOptimedia скорректировали данные своего предыдущего прогноза (опубликован в марте 2008 года) в связи с продолжающимся на международных финансовых рынках кризисом ликвидности, который ударил, среди прочего, и по рекламному бизнесу. Согласно новому прогнозу агентства, рост затрат на рекламу в Северной Америке в 2008 году снизится с 4,4% до 3,4%. Это на 0,3% меньше, чем в предыдущем прогнозе в марте. Так, в США уже в течение нескольких последних кварталов продолжается снижение продаж (и, соответственно, расходов на рекламу) в автопроме, финансовом секторе и на рынке недвижимости. К неблагополучным отраслям присоединился также рынок косметики. К этому добавляется и рост инфляции в США, связанный, по словам представителей ZenithOptimedia, с высокими ценами на энергоносители. Во многом сходная ситуация наблюдается и в Западной Европе, прогноз для которой на 2008 год сократился с 3,9% до 3,7%. Доходы самой ZenithOptimedia от рекламы в Северной Америке вырастут на 3,5% вместо ранее заявленных 3,7%, а в Западной Европе — на 3,7% вместо 3,9%. В деньгах компания готовится недополучить в этом году $ 400 млн. и $ 200 млн. соответственно.
В то же время, ZenithOptimedia возлагает большие надежды на развивающиеся рекламные рынки. Как ожидается, расходы на рекламу за пределами Северной Америки и Западной Европы вырастут в течение 2008 года на 11,8% (в марте развивающимся рынкам обещали годовой прирост в 11,1%). По мнению авторов отчета, в период с 2007 по 2010 год на развивающиеся рынки придется 62% вклада в суммарный рост мировой рекламной индустрии, а их доля в глобальных рекламных затратах увеличится с 27% до 33%. В общей сложности, считают в ZenithOptimedia, в 2008 году мировой рынок рекламы вырастет на 6,6%. Это немного больше, чем 6,5%, которые были предсказаны в мартовском докладе. Однако, как уже упоминалось выше, рост будет обеспечен благодаря развивающимся рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона, Центральной и Восточной Европы (куда относят Россию), Ближнего Востока и Латинской Америки.
Рост объема рекламы в разных медиа по регионам (%)
Регион 2006 vs 2005 2007 vs 2006 2008 vs 2007 2009 vs 2008 2010 vs 2009 Северная Америка 5,3 2,7 3,7 2,7 3,6 США 5,2 2,5 3,4 2,6 3,6 Западная Европа 5,6 5,7 3,7 4,3 3,4 Азиатско-Тихоокеанский регион 6,6 8,5 8,5 6,7 7,5 Центральная и Восточная Европа 18,4 22,3 17,4 15,1 13,6 Латинская Америка 14,5 16,3 17,5 13,6 10,8 Ближний Восток и страны Африки 25,9 23,0 12,8 17,5 18,6 Всего в мире: 7,3 7,1 6,6 6,0 6,5
Доля разных медиа на мировом рынке рекламы (%)
Медиа | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Газеты | 28,4 | 27,2 | 25,9 | 24,7 | 23,7 |
Журналы | 12,5 | 12,1 | 11,6 | 11,4 | 11,0 |
Телевидение | 37,3 | 37,3 | 37,6 | 37,4 | 37,1 |
Радио | 8,2 | 8,0 | 7,8 | 7,6 | 7,4 |
Кино | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Наружная реклама | 6,2 | 6,2 | 6,4 | 6,6 | 6,7 |
Интернет | 6,8 | 8,6 | 10,2 | 11,9 | 13,6 |
Экономическая неопределенность на развитых рынках заставит маркетологов переориентировать рекламные бюджеты и больше вкладывать в онлайновую рекламу, считают в ZenithOptimedia. Этот сектор в 2008 году вырастет на 26,7% и уже в 2008 году на Интернет будет приходиться более чем 10% совокупного рынка рекламы. К концу 2010 года доля онлайновой рекламы достигнет 13,6% (ранее в ZenithOptimedia прогнозировали, что эта доля составит 12,3%). В пользу интернет-рекламы, по мнению экспертов агентства, говорит ее относительно невысокая стоимость, удобство таргетирования определенной целевой аудитории, а также достаточно точная «измеряемость». Рост объема интернет-рекламы в ближайшие годы подстегнет развитие мультимедийных приложений, а также растущее количество и качество онлайнового видео. В том числе — готовность интернет-аудитории воспринимать в Сети полнометражные фильмы и телепрограммы, равно как и рекламу, которая будет их сопровождать. Сектор контекстной рекламы, по прогнозу ZenithOptimedia, будет продолжать привлекать новых рекламодателей, в первую очередь — небольшие компании, которые ранее рекламировали свои товары и услуги только в каталогах или досках объявлений.
Мировой рынок рекламы по разным медиа ($ млн.)
Медиа 2006 2007 2008 2009 2010 Газеты 127,353 130,467 131,870 133,342 136,069 Журналы 56,010 57,926 58,178 61,354 63,569 Телевидение 167,155 178,765 191,918 201,874 213,186 Радио 36,907 38,439 39,725 41,242 42,687 Кино 1,987 2,219 2,407 2,619 2,857 Наружная реклама 27,705 29,910 32,800 35,771 38,724 Интернет 30,567 41,226 52,222 64,076 78,199 ВСЕГО: 447,684 478,953 510,120 540,278 575,290
Традиционные СМИ — газеты, журналы, телевидение и радио — уступят часть своих рекламных доходов Интернету, однако газеты и еженедельные информационные журналы «пострадают» в наибольшей степени, прогнозируют в ZenithOptimedia. Частично — потому что новостные сайты предлагают читателям гораздо более оперативную информацию и реакцию на события. Кроме того, рекламные объявления (Classified) лучше работают лучше в Интернете, чем в печатных изданиях. Доля газет на глобальном рекламном рынке за последние 10 лет уже снизилась на 7,6%, и в ZenithOptimedia ожидают, что она упадет еще на 3,5% к 2010 году. Ожидаемый формальный рост в 4% в этом секторе будет почти полностью съеден 6%-ной инфляцией.
Сектор наружной рекламы — единственный, помимо интернет-рекламы, увеличит свою долю на рынке. Авторы доклада предсказывают, что рекламодатели будут вкладываться как в «традиционные» биллборды, так и в усовершенствованные, которые способны взаимодействовать с прохожими, например — рассылать короткие сообщения на их мобильные телефоны или реагировать на движения людей. Использование таких устройств сделает мобильную рекламу еще более популярной у рекламодателей, а ее доля вырастет с 6,2% в 2007 году до 6,7% в 2010-м.
Справка:
Рекламно-коммуникационное агентство ZenithOptimedia (штаб-квартира — Лондон), специализируется на закупках рекламы, медиапланировании и медиаконсалтинге. ZenithOptimedia принадлежит коммуникационному холдингу Publicis Group (штаб-квартира — Париж). На российском рынке агентство работает с 1998 года (до ноября 2004 года называлось Optimedia).
Источник: GTmarket.ru