Пресса не находит себе дна. Вслед за рекламными сборами стали снижаться и тиражи


Падение рынка печатных изданий продолжается. Вслед за рекламными сборами стали снижаться и тиражи. "Ассоциация распространителей периодической печати" (АРПП) отмечет падение продаваемых тиражей на 10%, и большинство издателей согласно с этой оценкой.
Была надежда на то, что достигнуто "рекламное дно". Но агентство ZenithOptimedia предсказывает дальнейшее падение печатного рекламного рынка - на 33 - 40% по итогам года.

ЧИТАТЬ ДОРОГО

Причины падения тиражей ясны: снижение доходов населения, ухудшение качества изданий (издатели экономят на полиграфии, количестве полос, контенте) и отсутствие новых событий (стартапов, привлекающих новую аудиторию, почти нет).
Издатели согласны с оценками распространителей. Причем падают продажи изданий для самых разных групп потребителей. Тиражи "Комсомольской правды", как признает гендиректор Владимир Сунгоркин, упали на 7 - 10% в зависимости от региона. Наибольшее падение тиражей происходит в небольших городах, с населением меньше 300 000.
Журналы ИД HFS потеряли от 10 до 17% тиража - в зависимости от издания, говорит глава ИД Виктор Шкулев. Некоторые издания ИД Gameland продают на 30% экземпляров меньше.

Самый оптимистичный прогноз по продажам - "нулевая ситуация": ни роста, ни дальнейшего падения. Пессимисты из АРПП предрекают дальнейшее падение розничных продаж - еще на 10%. Темпы снижения подписки будут увеличиваться. Если по данным на 1 января 2009 года, по сравнению с прошлым годом, подписные тиражи упали на 2,5%, то этой осенью они снизятся на 10 - 15%.

РЕКЛАМНЫЙ ПЕССИМИЗМ

Ситуация с рекламой - главной статьей доходов издателей - меняется быстрее: рекламодатели оперативнее покупателей реагируют на изменения в экономике. Пока эксперты Аналитического центра "Видео Интернешнл" отмечают замедление падения рекламных доходов.
Но в будущее издатели и рекламодатели смотрят без оптимизма. Рекламная сеть ZenithOptimedia вчера подтвердила свой апрельский прогноз - по итогам года весь рекламный рынок упадет на 15 - 24%, а объемы рекламы в прессе снизятся на 33 - 40%. Первый и второй кварталы эти цифры прошли как раз по этому графику. Третий квартал, как обычно, будет самым "пустым" из-за сезонного снижения деловой активности. Но и в четвертом восстановления никто не ожидает.

ОСЕННЯЯ ХАНДРА

Провал осенью будет особенно тяжелым для прессы, ведь на вторую половину года приходится большая часть рекламных и розничных доходов издателей. Июль - декабрь приносит им, обычно, на 30% больше доходов от продаж тиража. А рекламная выручка возрастает на 44%.
В этом году заказывать заранее дорогие новогодние подарки решатся, наверное, только заядлые оптимисты. Глава ИД "Комсомольская правда" Владимир Сунгоркин, например, той четверти годовых доходов, которая раньше приходилась в его газете на ноябрь - декабрь, не ждет.
 
Источник:  Slon.ru