Вместе с тем участники рынка прессы обращают внимание на то, что в законопроекте недостаточно проработаны положения, касающиеся предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющих торговую деятельность через нестационарные торговые объекты. Принятие закона в нынешней редакции может повлечь нежелательные социальные последствия.
В частности, высказываются замечания по следующим вопросам. По мнению специалистов, предоставление полномочий исполнительно-распорядительному органу муниципального образования утверждать порядок размещения нестационарных торговых объектов увеличивает риск применения коррупционных механизмов. Аналогичные опасения вызывает и статья документа, предписывающая проведение открытых аукционов на установку торговых объектов, в том числе и для тех, которые уже давно функционируют и на которые были затрачены и силы, и средства предпринимателей.
Как считают дистрибуторы периодики и книг, положение законопроекта, согласно которому субъектам малого и среднего предпринимательства выделяется не менее 40% мест под установку киосков, на практике приведёт к резкому сокращению их присутствия на рынке, т.к. у крупного бизнеса значительно больше аргументов выиграть аукцион.
Требуется также внести в закон формулировку, уточняющую, что розничная торговля периодической печатной и книжной продукцией относится к торговой деятельности, а не к услугам. Данный тезис основан на том, что реализация печатной продукции играет особую социальную роль, связанную с обеспечением конституционного права граждан на получение полной и достоверной информации.
Суммируя замечания участников рынка прессы, считаем необходимым внести следующие поправки в существующую редакцию проекта федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»:
В ст. 1 добавить п.п. 11 в следующей редакции: «отношениям, связанным с реализацией газетно-журнальной и книжной продукции».
В п. 2 ст. 10 вместо слов «утверждаемой исполнительно-распорядительным органом муниципального образования» вставить «Представительным органом муниципального образования».
П. 5 ст. 10 изложить в следующей редакции: «Схема размещения нестационарных торговых объектов должна предусматривать не менее 90% мест от их общего количества для размещения нестационарных торговых объектов малого и среднего предпринимательства и преимущественное право последних при выборе мест размещения».
Ст. 34 изложить в следующей редакции: «Организация и осуществление торговой деятельности с использованием нестационарных торговых объектов, размещенных на находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участках и в зданиях (строениях) до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с разрешительными и иными нормативными документами органов местного самоуправления, допускается в течение 5 лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а для субъектов предпринимательства, имеющих долгосрочные договорные отношения – до истечения срока их действия, установленного в указанных документах».
Необходимость подобных поправок вызвана тем, что реализация печатной продукции в стране в настоящее время испытывает серьезные трудности. Пресса не имеет статуса социально значимого товара, а распространение прессы не признано социально значимой деятельностью. Кроме того, в региональных структурах власти присутствует массовое непонимание значимости киосков прессы как объектов торговли. К ним часто относятся с идеологических, а не экономических, рыночных позиций. Объекты розничной торговли прессой подвергаются ограничениям по ассортименту, тем самым нарушается основополагающий принцип свободы торговли.
С учётом изложенного, обращаемся в Комитет по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Федерального Собрания РФ с просьбой принять во внимание наши предложения.
Пресс служба АРПП