В Новгородской области идёт модернизация почтовой связи
Модернизация и кризис - эти два понятия, а точнее, тенденции, в последнее время идут рука об руку. И почта не исключение. Поэтому разговор с исполняющей обязанности директора управления Федеральной почтовой связи Новгородской области - филиала ФГУП "Почта России" Татьяной СТЕПАНОВОЙ, несмотря на праздничный повод, День российской почты, получился в основном о проблемах. Однако беседа началась с подведения итогов, с оценки достигнутого.
- Татьяна Николаевна, что в работе почты в Новгородской области за последнее время вы могли бы отметить в качестве успеха?
- Несмотря на кризис в стране, мы смогли не только удержать свои позиции, но и улучшить показатели. Так, по итогам работы за первый квартал рост доходов в целом составил более 15, а по почтовым услугам - 52,5 процента. Это благодаря тому, что у нас работает слаженная команда как в аппарате управления филиала, так и в почтамтах и отделениях почтовой связи.
Мы неплохо подготовились к юбилею Новгорода. Вы, наверное, видели наше центральное отделение, отремонтированное в фирменном корпоративном стиле. На сегодня так отремонтированы уже 25 отделений почтовой связи по области, из них половина - в сельской местности, и работа по реконструкции отделений почтовой связи в этом году будет продолжена.
- Как все-таки отразился на Почте России в нашем регионе кризис?
- В первую очередь кризис отразился на финансовых услугах, сократилось количество денежных переводов. К примеру, банки перестали выдавать кредиты, и клиенты, соответственно, перестали погашать их почтовыми переводами. Закрытие ряда предприятий и задержки в выплате зарплат отразились на приеме коммунальных платежей, несмотря на то, что мы пока еще не берем процент с населения за прием и за обработку платежей. Снизилась подписка на периодику.
Тем не менее, отмечу, что в условиях кризиса ФГУП "Почта России" поставило задачу в 2009 году выйти на безубыточность, в том числе и с помощью государства. Это позволит реализовать целый ряд программ, и в первую очередь по модернизации.
- Кстати, как проходит модернизация почтовой отрасли у нас в регионе?
- Действительно, повышение качества предоставляемых услуг невозможно без модернизации всей деятельности почты, внедрения информационных технологий, современного оборудования и техники. В основе общей модернизации лежат две основные задачи: снижение доли ручного труда и автоматизация производства, и модернизация системы перевозки почты и ее доставки до конечного потребителя. С этой целью нами проводится оснащение отделений почтовой связи современным оборудованием - почтово-кассовыми терминалами с программным обеспечением Winpost. Новая информационная система позволяет проводить в одном окне все операции - от приема регистрируемой почты и продажи товаров до выдачи кредита почтовым переводом. В перспективе мы планируем оснастить все отделения почтовой связи такими почтово-кассовыми терминалами.
Серьезные изменения происходят и в технологии сортировки и доставки почты. Создается сеть сортировочных центров. Так, в сентябре этого года планируется открыть автоматизированный сортировочный центр под Москвой, а в октябре - в Санкт-Петербурге. Это позволит сократить сроки прохождения почтовых отправлений в два-три раза, а следовательно, повысить и качество почтовой связи.
- Расскажите о том, как решается кадровый вопрос. Слова о том, что в отделениях связи по всей России не хватает сотрудников, уже стали общим местом...
- Это было до кризиса. На сегодня ситуация существенно изменилась. Кадровых проблем практически нет. Но, учитывая то, что на почте предоставляется более 80 почтовых, финансовых, инфокоммуникационных и других услуг, а каждая из них имеет свою технологию, прийти на почту и сразу же начать работать просто невозможно. Поэтому сейчас задача состоит в том, чтобы научить качественно и профессионально работать наших вновь принятых операторов и почтальонов. А помогает нам в этом Технологический лицей. Кроме этого, многопрофильный колледж экономики и права при НовГУ производит набор на бюджетной основе по специальности "Специалист почтовой связи" с предоставлением общежития. С 2010 года планируется открыть и заочное отделение в колледже на бюджетной основе для получения средне-профессионального образования работникам основного производства, начальникам отделений почтовой связи, операторам, инструкторам филиала.
- Почта на селе издавна была чем-то большим, нежели просто государственным учреждением, предоставляющим услуги связи. Как развивается ситуация в глубинке?
- На сегодняшний день еще идут письма "на деревню дедушке". И их немало. В большинстве случаев никто, кроме почты, доставить весточку старику в глубокой деревне не сможет, потому что только почта там и есть. Ну разве что еще местная администрация, но она письма не разносит. Предмет особой гордости Почты России и одновременно ее головная боль - то, что, кроме почты, зачастую ничто не связывает тысячи населенных пунктов по всей стране с внешним миром.
На территории Новгородской области находится 402 отделения почтовой связи, из них 326 сельских. По количеству отделений почтовой связи на душу населения мы на втором месте по стране. Несмотря на все трудности, мы не закрыли ни одного отделения и не планируем этого делать. А что касается наших услуг, то на селе оказывается полный их спектр. Разве что кредиты только не выдают и не проводят операции по обналичиванию денежных сумм по пластиковым картам.
- Идет много разговоров на тему акционирования Почты России в ближайшем будущем. Может ли это произойти?
- Акционирование планируется. Но это произойдет не ранее 2011 года.
- Сколько идет письмо из Великого Новгорода в Москву? В Санкт-Петербург? Во Владивосток?
- Из Великого Новгорода до Москвы и Владивостока - шесть дней, а до Санкт-Петербурга - четыре. Здесь, повторюсь, после открытия автоматизированных сорти-
ровочных центров сроки прохождения от отправителя до получателя сократятся, поскольку в этом процессе самый трудоемкий этап - сортировка, которая сейчас, к сожалению, выполняется вручную. Каждое отправление проходит минимум пять пар "почтовых рук".
- Кому, на ваш взгляд, должны принадлежать абонентские почтовые ящики в многоквартирных домах?
- Хороший и очень серьезный вопрос. Кому принадлежит дом, тому должен принадлежать и абонентский почтовый ящик. По сути дела, сейчас почтовые ящики перестали быть "почтовыми", так как огромное количество сторонних организаций пользуется ими для доставки различного рода рекламы, газет и прочего. Бывают случаи, когда в ящике как раз для почтового отправления места и не хватает.
- Президент РФ Дмитрий Медведев предложил штрафовать за задержку с доставкой почты. Как вам такая инициатива?
- За задержку в доставке почты, нарушение контрольных сроков прохождения отправлений почта несет ответственность перед пользователями услуг почтовой связи уже сейчас, в том числе материальную. Штрафовать? Возможно, да, но все упирается в отсутствие современной инфраструктуры. И это одна из главных проблем. Для того чтобы почта ходила быстро, повторюсь, необходима модернизация ее инфраструктуры. А это требует огромных капитальных вложений. Чтобы письмо вовремя попало, к примеру, из Великого Новгорода на Камчатку, нужно развивать логистическую систему и транспортный парк.
- Генеральный директор ФГУП "Почта России" Александр Киселев в своем недавнем интервью заявил, что "случается, в отдельных регионах народ уходит на работу, когда почта еще не открылась, а возвращается, когда она уже закрыта. Это неправильно. Особенно, когда это происходит в сельской местности. А в городах нам надо добиться того, чтобы если есть хотя бы три клиента, которым нужно прийти на почтамт ночью, мы предоставляли им эту возможность, оставив одного оператора". Как обстоит дело с режимом работы почтовых отделений у нас в области? Может ли работать центральное отделение круглосуточно?
- Мы это уже прошли. Совсем недавно сельские отделения почтовой связи работали с семи утра и до восьми часов вечера с перерывом в интервале от 11 до 15 часов именно для того, чтобы сельские жители могли воспользоваться услугами почты до или после работы. А в некоторых городских отделениях был удлинен режим работы до 22 часов. Но, как показала практика, основной поток клиентов отмечается с 10 до 19 часов, и мало кому ночью нужно получить письмо или посылку. Поэтому режимы работы были пересмотрены, а сейчас мы решаем, чтобы там, где это возможно, организовать режим работы отделения почтовой связи без перерыва на обед - для удобства наших клиентов.
- Что бы вы хотели пожелать своим коллегам, сотрудникам в профессиональный праздник?
- Не только коллегам, но и нашим ветеранам хочется пожелать крепкого здоровья, благополучия, стабильности и оптимизма. Пусть ветер почтовых перемен будет для всех попутным, принесет новые возможности в укреплении экономических и социальных позиций самого доступного средства связи между людьми - почты!
 
Источник:  Новгородские ведомости