ФАС отменила компенсации за сносимые конструкции
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Москве обязало столичный комитет рекламы выделять операторам рекламные конструкции исключительно по результатам торгов. Комитет обещает оспорить это решение в суде, поскольку планировал без конкурсов предоставить операторам компенсационные места взамен сносимых конструкций рядом с Кремлем, Новодевичьим монастырем и Коломенским.
УФАС по Москве в понедельник опубликовало на своем сайте решение от 3 июня по делу N3-2549/09 о нарушении антимонопольного законодательства властями Москвы. Предметом разбирательства стал перенос рекламных конструкций из исторического центра города. Это необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а значит, ограничивает конкуренцию, пожаловалась антимонопольщикам в марте коллегия адвокатов "Карабаев и партнеры". Управляющий партнер коллегии Сергей Карабаев пояснил "Ъ", что она самостоятельно выступила заявителем по этому делу, но действовала в интересах "практически всех операторов наружной рекламы".
Но вопреки ожиданиям УФАС усмотрело нарушение закона "О защите конкуренции" не в сносе конструкций, а в процедуре возмещения потерь операторам. Дело в том, что во всех договорах на установку и эксплуатацию конструкций, заключаемых с операторами столичным комитетом рекламы, описан так называемый "городской случай": если договор расторгается по инициативе города, оператор должен получить компенсационное место. Для этого комитет обязуется перезаключить договор на новое место напрямую с оператором, выяснило УФАС. Постановление правительства Москвы 22 июля 2008 года N584-ПП "О мерах по освобождению отдельных исторических территорий города Москвы от наружной рекламы" предписывает комитету рекламы аннулировать разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций рядом с Кремлем, Новодевичьим монастырем и Коломенским, то есть операторы могут требовать компенсационных мест.
Между тем вступившие в силу в июле 2008 года поправки в закон "О рекламе" обязывают заключать договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций исключительно по результатам торгов. Не устраивая аукционов или конкурсов под компенсационные места, комитет ограничивает конкуренцию, посчитало УФАС и выдало предписание прекратить нарушение.
Вокруг Кремля уже было демонтировано более 200 рекламоносителей, в этом году десятки конструкций будут снесены возле Новодевичьего монастыря и Коломенского, говорит председатель столичного комитета рекламы Владимир Макаров. По оценке агентства "ЭСПАР-Аналитик", конструкции в этих трех зонах принесли операторам в 2008 году около 400 млн руб. в год (объем всего столичного рынка наружной рекламы в 2008 году достиг 22,9 млрд руб.). "Проблемные" конструкции, по словам гендиректора "ЭСПАР-Аналитик" Андрея Березкина, есть практически у всех московских операторов: как у лидеров рынка (News Outdoor, Gallery, "Вера-Олимп"), так и у небольших компаний.
Долгосрочные договоры, предусматривающие выделение компенсационных мест, заключались с операторами еще до принятия поправок к закону "О рекламе", напоминает гендиректор оператора "Вера-Олимп" Дмитрий Дюмин. Теперь же, признает он, ставшие обязательными торги, где у всех участников должны быть равные возможности, делают компенсацию невозможной. В итоге жалоба в ФАС сделала надежды операторов на адекватные компенсации необоснованными, считает господин Березкин.
Владимир Макаров обещает обжаловать предписание УФАС в арбитражном суде. "На наш взгляд, выделение компенсационных мест не противоречит законодательству и при этом отвечает интересам и города, и бизнеса",— отмечает он. Сейчас компенсационные места операторам не предоставляются, уточняют в комитете рекламы.
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Москве обязало столичный комитет рекламы выделять операторам рекламные конструкции исключительно по результатам торгов. Комитет обещает оспорить это решение в суде, поскольку планировал без конкурсов предоставить операторам компенсационные места взамен сносимых конструкций рядом с Кремлем, Новодевичьим монастырем и Коломенским.
УФАС по Москве в понедельник опубликовало на своем сайте решение от 3 июня по делу N3-2549/09 о нарушении антимонопольного законодательства властями Москвы. Предметом разбирательства стал перенос рекламных конструкций из исторического центра города. Это необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а значит, ограничивает конкуренцию, пожаловалась антимонопольщикам в марте коллегия адвокатов "Карабаев и партнеры". Управляющий партнер коллегии Сергей Карабаев пояснил "Ъ", что она самостоятельно выступила заявителем по этому делу, но действовала в интересах "практически всех операторов наружной рекламы".
Но вопреки ожиданиям УФАС усмотрело нарушение закона "О защите конкуренции" не в сносе конструкций, а в процедуре возмещения потерь операторам. Дело в том, что во всех договорах на установку и эксплуатацию конструкций, заключаемых с операторами столичным комитетом рекламы, описан так называемый "городской случай": если договор расторгается по инициативе города, оператор должен получить компенсационное место. Для этого комитет обязуется перезаключить договор на новое место напрямую с оператором, выяснило УФАС. Постановление правительства Москвы 22 июля 2008 года N584-ПП "О мерах по освобождению отдельных исторических территорий города Москвы от наружной рекламы" предписывает комитету рекламы аннулировать разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций рядом с Кремлем, Новодевичьим монастырем и Коломенским, то есть операторы могут требовать компенсационных мест.
Между тем вступившие в силу в июле 2008 года поправки в закон "О рекламе" обязывают заключать договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций исключительно по результатам торгов. Не устраивая аукционов или конкурсов под компенсационные места, комитет ограничивает конкуренцию, посчитало УФАС и выдало предписание прекратить нарушение.
Вокруг Кремля уже было демонтировано более 200 рекламоносителей, в этом году десятки конструкций будут снесены возле Новодевичьего монастыря и Коломенского, говорит председатель столичного комитета рекламы Владимир Макаров. По оценке агентства "ЭСПАР-Аналитик", конструкции в этих трех зонах принесли операторам в 2008 году около 400 млн руб. в год (объем всего столичного рынка наружной рекламы в 2008 году достиг 22,9 млрд руб.). "Проблемные" конструкции, по словам гендиректора "ЭСПАР-Аналитик" Андрея Березкина, есть практически у всех московских операторов: как у лидеров рынка (News Outdoor, Gallery, "Вера-Олимп"), так и у небольших компаний.
Долгосрочные договоры, предусматривающие выделение компенсационных мест, заключались с операторами еще до принятия поправок к закону "О рекламе", напоминает гендиректор оператора "Вера-Олимп" Дмитрий Дюмин. Теперь же, признает он, ставшие обязательными торги, где у всех участников должны быть равные возможности, делают компенсацию невозможной. В итоге жалоба в ФАС сделала надежды операторов на адекватные компенсации необоснованными, считает господин Березкин.
Владимир Макаров обещает обжаловать предписание УФАС в арбитражном суде. "На наш взгляд, выделение компенсационных мест не противоречит законодательству и при этом отвечает интересам и города, и бизнеса",— отмечает он. Сейчас компенсационные места операторам не предоставляются, уточняют в комитете рекламы.
Источник: Коммерсантъ