Спасательный круг бросать не спешат


Неделю назад, в субботнем номере, мы опубликовали подборку материалов - "Не заросло бы поле сорняками" и "Народ лишают последней надежды". А ровно в понедельник я получил письмо от председателя комитета Законодательного Собрания Василия Нечаева. Да не просто письмо, а с приложением - с ответом на его запрос в администрацию губернатора. В духе жанра доведу до сведения читателей суть этих документов, а потом уж добавлю свой комментарий.

О СИТУАЦИИ С КРАЕВЫМИ ПЕЧАТНЫМИ СМИ

Уважаемый Владимир Евгеньевич! В ответ на Ваше обращение в Законодательное Собрание Красноярского края о ситуации с печатными СМИ в Красноярском крае направляю информацию первого заместителя Губернатора Красноярского края - руководителя Администрации Губернатора края В. Ю. Кузубова.
Со своей стороны хочу отметить, что поставленный Вами вопрос планируется к рассмотрению комитетом по образованию, науке и культуре Законодательного Собрания Красноярского края после заседания Координационного совета по информационной политике при Губернаторе края в третьем квартале 2009 года.
Председатель комитета В. С. Нечаев.

ОБ ОБРАЩЕНИИ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА ГАЗЕТЫ "КРАСНОЯРСКИЙ РАБОЧИЙ" В. Е. ПАВЛОВСКОГО

Уважаемый Василий Семёнович! Направляю Вам комментарии по поводу предложений главного редактора газеты "Красноярский рабочий" В. Е. Павловского.
Представленная В. Е. Павловским ситуация с печатными СМИ края выглядит несколько однобоко. Действительно, приведённые факты закрытия ряда изданий и сокращения тиражей имеют место. Однако присутствуют и факты сохранения тиражей и объёмов изданий ("Аргументы и факты", "Комсомольская правда") и даже появления новых газет - вновь начал выходить "Комок", появилась газета "Городские вести", журнал "Хелпер". Причём речь идёт не о коммерческих или бюджетных СМИ. В этом смысле в отрасли средств массовой информации происходят те же процессы, что и в бизнесе. Неэффективные, не сумевшие приспособиться к новым экономическим и социальным реалиям издания теряют позиции на рынке или закрываются. При этом более успешные и эффективные СМИ активно занимают их место.

Очевидно, что в СМИ, при оптимизации расходов, под сокращение в первую очередь могут попасть наименее экономически эффективные проекты, имеющие социальную направленность. С учётом этого фактора в 2009 году государственный заказ в сфере СМИ был увеличен на 10 млн рублей. Принимая такое решение, краевая власть в первую очередь заботилась не о благополучии изданий, попавших в сложную экономическую ситуацию, а об интересах людей, для которых социально значимая информация имеет большое значение. Считаем неправильным рассматривать печатные СМИ отдельно от электронных, как это предлагает В. Е. Павловский.
При этом понятно, что сегодняшняя система государственного заказа в сфере СМИ, реализуемая на основе закона от 27.07.2005 N 94-ФЗ, имеет ряд недостатков. Это и ориентация на максимально низкую цену, часто в ущерб качеству, и невозможность учёта массовости (а значит, и востребованности у населения) участвующих в конкурсе СМИ, и многие другие. Для изменения этой ситуации в настоящий момент управление информационной политики Губернатора края проводит корректировку краевого закона "Об экономической поддержке средств массовой информации" с целью внедрения новой формы поддержки социально значимых проектов в сфере СМИ, похожей на предоставление социальных грантов Красноярского края. Новый механизм государственного финансирования медиапроектов предполагает широкое участие представителей общественности как в определении тематических и жанровых приоритетов государственной поддержки, так и в оценке представленных на конкурс проектов. Широкое обсуждение этих вопросов планируется провести на заседании Координационного совета по информационной политике при Губернаторе края в третьем квартале. Для подготовки этого заседания будет создана рабочая группа, в состав которой будет приглашён и редактор газеты "Красноярский рабочий".
Первый заместитель Губернатора края - Руководитель Администрации Губернатора края В. Ю. Кузубов.

* * *
Прочитал я эти ответы и понял, что надеяться на власть больше не нужно. Это ведь как со спасением утопающих. Люди тонут, а им не круг в воду кидают, а лишь обещание: в третьем квартале планируем подумать над тем, как и кого из вас спасать, да и стоит ли вообще это делать, есть другие неотложные нужды.
Третий квартал - он ведь уже начался, но чиновники и депутаты явно не спешат с анализом и выводами. Сначала они в отпуска сходят, а это месяца полтора, не меньше, потом начнут согласовывать друг с другом повестку дня и дату проведения заседания, утверждать состав рабочей группы, затем решат перенести сбор на квартал следующий ввиду непомерного объёма работ. А там, глядишь, всё само собой рассосётся. То есть утопленника предадут земле.

В ответе Василия Кузубова понравились примеры:

"Приведённые факты закрытия ряда изданий и сокращения тиражей имеют место. Однако присутствуют и факты сохранения тиражей и объёмов изданий ("Аргументы и факты", "Комсомольская правда") и даже появления новых газет - вновь начал выходить "Комок", появилась газета "Городские вести", журнал "Хелпер".
На днях руководство регионального выпуска "Аргументов и фактов" призналось: "Подписной тираж в июле у АиФа, как всегда, припал. В этом году более, чем обычно. И у последнего номера он - 14 300".
До этого, замечу, подписка составляла 18 400 экземпляров. То есть не надо приводить нам в пример московские издания, тиражи падают и у них. У четвергового выпуска "Красноярского рабочего", кстати, 14 384 подписчика. Это для сведения лично Василия Юрьевича, которого, видимо, просто подставили помощники.
Но больше всего поразил факт появления "новых газет". Про "Комок" говорить не хотел бы... Дважды за последний год умиравший, то есть закрывавшийся - с признанием юрлица банкротом, он сменил владельца и пытается начать третью жизнь в совершенно новых условиях. Время покажет, получится ли это.
"Городские вести" - действительно уникальное издание, похожее на чей-то политический проект. Бесплатная газета, издаваемая 50-тысячным тиражом на четырёх страницах малого формата, появилась в почтовых ящиках многих красноярцев как незваный гость. Удивила она в первую очередь не содержанием, а пиратством: и логотип, и шрифты, и цветовая гамма буквально сворованы у муниципальных "Городских новостей". До такой степени дошло заимствование, что я бы посоветовал коллегам из "ГН" обратиться в суд. То есть опять пример более чем "достойный".

А уж журналом "Хелпер" первый заместитель губернатора вообще удивил. Неведомо мне такое издание, и не только мне. Опрашивал коллег - в первый раз слышат. Сколько появляется подобных журналов и сколько исчезает - об этом точно не знают даже в органах, регистрирующих СМИ. Дай бог всем им, конечно, долгой жизни, но не "хелперами" славится красноярская журналистика и не на них обычно делают ставку, заботясь об улучшении информирования населения. Неужели власть народная только и мечтает, чтобы подобные издания активно занимали место традиционных СМИ?

И уж совсем нет в ответах, полученных редакцией, ни слова о том, будет ли ставиться вопрос о прекращении выпуска за бюджетный счёт, причём заоблачными, по нынешнем временам, тиражами, государственных и муниципальных СМИ. Именно это разрушает краевой медиарынок. Страдает от такой госзаботы не только и, может, не столько "Красноярский рабочий". После субботней публикации разговаривал я с руководителем одной из районных газет, фамилию которого называть не стану в силу понятных причин. Картина в глубинке та же: борьба журналистов за подписной тираж превращается в фикцию, когда рядом бесплатно раздают тысячи экземпляров "Нашего Красноярского края".

Недавно позвонил мне главный редактор общероссийского журнала "Журналистика и медиарынок" Дмитрий Авраамов и спросил моё мнение о письме, отправленном в столицу заместителем начальника управления информационной политики губернатора Красноярского края Галиной Копыловской. Процитировав слова постоянного автора нашей газеты Мирославы Демьянчук о том, что краевая власть пытается вытеснить с информационного рынка "Красноярский рабочий", чиновница (кстати - выходец из того самого "Комка", который нам постоянно приводят в пример), пишет: "А может, старейшая газета перестала развиваться, соответствовать духу времени? В результате от неё начал уходить читатель... Решение об издании газеты "Наш Красноярский край" продиктовано ещё и тем, что частные газеты, преследуя в первую очередь коммерческие цели, меньше всего озабочены публикацией материалов на социально значимые темы".

Это ведь уже не позиция посланца сугубо частного "Комка" - это позиция краевой исполнительной власти. Читай - политика! Не могла же, ей-богу, Копыловская выражать свои личные симпатии и антипатии на официальном бланке администрации губернатора!

Но странно не только это. Выходит, что писать о жизни, о проблемах насущных, отражать точку зрения не только власть имущих, но и читателей, как это делает "Красноярский рабочий", - антисоциально. А публиковать бесконечные победные отчёты чиновников и депутатов - как раз то, что надо. Кому вот только надо? Чиновникам и депутатам.

Нет уж, лучше мы останемся такими же "антисоциальными", какими были на протяжении многих лет.
 
Источник:  Красноярский рабочий