Такой вывод можно сделать по результатам подписной кампании второго полугодия 2009 года, итоги которой подвела Почта России. Согласно официальным данным, серьезного падения подписных тиражей под влиянием кризиса в целом по стране удалось избежать.
По сравнению с аналогичным периодом 2008 года подписные тиражи в целом по России снизились на 2,2%. Ситуацию на рынке подписки удалось сохранить стабильной благодаря стимулирующим мерам, в частности, сдерживанию Почтой России роста тарифов на услуги по распространению периодических печатных изданий (связанные с этим потери предприятия в доходах частично компенсируются за счет субсидий из федерального бюджета), а также предоставлению скидок подписчикам самых массовых федеральных и региональных изданий, а также всех районных и городских газет и журналов.
Довольно ощутимое падение тиражей в некоторых регионах в основном компенсируется ростом в других регионах: 28 УФПС – филиалов Почты России смогли не только сохранить подписные тиражи, но и увеличить их. По итогам подписной кампании второго полугодия 2009 года безусловным лидером, обеспечившим рост подписных тиражей в регионе на 15%, стало УФПС Красноярского края. Филиалы Почты России в Астраханской области и Чеченской Республике добились роста тиражей на 12,3% и 11,6% соответственно.
В Республике Хакасия подписные тиражи возросли на 7,4% и составили 109,3 тыс. экземпляров. Амурский филиал Почты России увеличил подписные тиражи на 4,5 %, что в абсолютных величинах составляет 256,1 тыс. экземпляров. В Архангельской области выписано 240,3 тыс. экземпляров периодических печатных изданий, а рост подписных тиражей составил 5,4%. Положительная динамика наблюдается также в Тульской области (300,5 тыс. экземпляров при росте тиражей на 4,8%), в Ненецком автономном округе (тиражи выросли на 4,7% и составили 16,3 тыс. экземпляров периодики), в Псковской области (135,9 тыс. экземпляров выписанных периодических изданий, рост тиражей – 4,2%) а также в Самарской области (3,8% – рост тиражей, 850 тыс. экземпляров газет и журналов).
Тем не менее, следует признать, что принимаемые на сегодняшний день меры по стимулированию подписного рынка являются хотя и необходимыми, но отнюдь не достаточными. Для качественного прорыва в развитии института подписки требуется модернизация инфраструктуры подписки на периодические печатные издания. В этой связи Почтой России разработан и представлен на согласование в Федеральное агентство связи проект соответствующей ведомственной целевой программы.
Целевая программа ведомства «Модернизация инфраструктуры подписки на периодические печатные издания в 2010 – 2012 гг.» предполагает создание отдельной инфраструктуры для оказания подписных услуг, которая позволит обеспечить высокий уровень качества обслуживания подписчиков на всей территории Российской Федерации, включая удаленные, труднодоступные регионы и сельскую местность.
«Учитывая особую социальную значимость услуги подписки и ее роль в обеспечении информационного единства страны, мы рассчитываем, что Программа будет принята и на ее реализацию будут выделены средства федерального бюджета», – отмечает заместитель генерального директора ФГУП «Почта России» И.А. Мандрыкин.
Пресс-служба ФГУП «Почта России»