27 июля с.г. в «Центре дистрибуции прессы» состоялась информационная встреча с издателями. На мероприятии присутствовало более 50 представителей ведущих Издательских домов, а также дистрибуторы прессы, эксперты рынка и журналисты.
Информационную встречу открыл выступлением Мартынов Д.В., Президент Ассоциации распространителей печатной продукции и Председатель Координационного совета НПДП «Логос». Доклад был посвящен взаимоотношениям издатель – дистрибутор – ритейлер. Особенно он отметил важность построения прозрачных экономических отношений в процессе дистрибуции периодики в торговых сетях.
«С начала кризиса АРПП активно призывает распространителей начать жить с опорой на продажи, а не от маркетинга и рекламных поступлений. Некоторые предприятия, в том числе ЦДП, начали претворять это в жизнь. Как можно выжить, уменьшив маркетинговые поступления от издателей?», - говорит докладчик. Так, Дмитрий Владимирович предложил два способа. Первый – это уменьшение бонусных выплат сетям ритейла, второй - увеличение цены поставки печатной продукции в сети. Далее он сказал, что, к сожалению, эту идею не удалось реализовать в полном объеме в силу ряда обстоятельств.
Докладчик затронул вопрос рентабельности поставок печатной продукции федеральными и региональными оптовыми предприятиями. В издательских кругах существует распространенное мнение о том, что региональные оптовики обеспечивают более низкие цены реализации и меньшие затраты для издателей. «Однако это мнение опровергается реальной практикой», - отметил Дмитрий Владимирович. Он привел несколько примеров, наглядно показывающих, что цены местных дистрибуторов часто значительно выше цен федеральных дистрибуторов. В частности, цены на журнал «Cosmo mini» в дискаунтерах Нижнего Новгорода серьезно различаются: 89,1 руб. в «Карусели» (дистрибутор «Прессбург») и 66 руб. 64 коп. в «Ашане» (поставщик ЦДП).
Информационную встречу открыл выступлением Мартынов Д.В., Президент Ассоциации распространителей печатной продукции и Председатель Координационного совета НПДП «Логос». Доклад был посвящен взаимоотношениям издатель – дистрибутор – ритейлер. Особенно он отметил важность построения прозрачных экономических отношений в процессе дистрибуции периодики в торговых сетях.
«С начала кризиса АРПП активно призывает распространителей начать жить с опорой на продажи, а не от маркетинга и рекламных поступлений. Некоторые предприятия, в том числе ЦДП, начали претворять это в жизнь. Как можно выжить, уменьшив маркетинговые поступления от издателей?», - говорит докладчик. Так, Дмитрий Владимирович предложил два способа. Первый – это уменьшение бонусных выплат сетям ритейла, второй - увеличение цены поставки печатной продукции в сети. Далее он сказал, что, к сожалению, эту идею не удалось реализовать в полном объеме в силу ряда обстоятельств.
Докладчик затронул вопрос рентабельности поставок печатной продукции федеральными и региональными оптовыми предприятиями. В издательских кругах существует распространенное мнение о том, что региональные оптовики обеспечивают более низкие цены реализации и меньшие затраты для издателей. «Однако это мнение опровергается реальной практикой», - отметил Дмитрий Владимирович. Он привел несколько примеров, наглядно показывающих, что цены местных дистрибуторов часто значительно выше цен федеральных дистрибуторов. В частности, цены на журнал «Cosmo mini» в дискаунтерах Нижнего Новгорода серьезно различаются: 89,1 руб. в «Карусели» (дистрибутор «Прессбург») и 66 руб. 64 коп. в «Ашане» (поставщик ЦДП).
Журнал «Гламур» в сети «Монетка» стоит 78 руб. (поставщик «Роспечать»), а в «Ашане» - 52 руб. 33 коп.. (поставщик ЦДП). В Мурманске цена на полке МАРПИ (Мурманского агентства по распространению печатных изданий) журнала «Идеи Вашего дома» составляет 315 руб. Притом, что в супермаркете «O’Кей» этот журнал стоит 154 руб. (поставщик «Нева-Пресс»). Forbes у МАРПИ стоит 365 руб, а в том же «О’Кее» - 139 руб.
«Дело в том, - поясняет Мартынов, - что федеральный дистрибутор поставляет продукцию в федеральные сети во все регионы РФ по гибким ценам и по всему ассортименту, что с учетом низкой наценки федеральных сетей на печатную продукцию повышает ее оборачиваемость и стимулирует потребительский спрос. Федеральный поставщик несет минимальные затраты по сортировке и логистике в регионы в связи с возможностью их оптимизации за счет централизованного хранения, рассыла и сортировки на складе».
Далее докладчик предложил реформировать российский рынок дистрибуции. В качестве вариантов реформирования он предложил французскую и канадскую модели. В частности он заявил о готовности передать часть пакета акций «Центра дистрибуции прессы» кооперативу Издательских домов, как это сделано во Франции, или создать национального оптовика как промежуточное звено между всеми издателями и всеми дистрибуторами (канадская модель).
«При реализации данных предложений, - комментирует Мартынов, - у всех издателей будут равные права, равные затраты на дистрибуцию (а не за счет слабых и средних издателей) и одинаковые условия платежа».
В завершении доклада Мартынов Д.В. высказал благодарность НП «Издательская инициатива» за поддержку в ряде вопросов, касающихся сотрудничества издателей, дистрибуторов и розничных сетей.
Чирятников В.А., член Совета директоров ООО «Центр дистрибуции прессы», генеральный директор ООО «ОТК», представил доклад на тему «Об экономике продаж и рентабельности прессы в сетях магазинов самообслуживания». Он рассказал, что в марте этого года в АРПП был создан комитет по работе с супермаркетами в обновленном составе с участием не только дистрибуторов, но и общественных организаций издателей в лице НП «Издательская инициатива» и НП «Новые технологии в распространении прессы». На первом же заседании удалось установить очень хрупкий паритет сторон по многолетнему противостоянию участников процесса дистрибуции. Получилось не только обменяться мнениями и пониманием сути проблем, но и реально поговорить о коммерческой составляющей этого процесса и заинтересованности каждой из сторон. По итогам заседания комитет обратился в «Ассоциацию компаний розничной торговли» (АКОРТ), куда входят руководители всех основных структур ритейла России за содействием в понимании трех вопросов рынка дистрибуции:
1- необоснованная отсрочка сетей в платежах за реализованный товар;
2- неадекватность условий договоров поставки по бонусам, скидкам и прочим фиксингам;
3- игнорирование ритейлом сроков оборачиваемости товарной группы при реализации продукции и возможности увеличения логистической наценки на поставляемый товар.
Исполкому АКОРТ было предложено подготовить выступление на комитете АРПП. «К сожалению, до сих пор представители АКОРТ никак не отреагировали на наш запрос», - прокомментировал В.А. Чирятников. «Чтобы выживать и как-то нормализовать процесс доведения газет и журналов до покупателей через систему магазинов самообслуживания, действительно нужны совместные усилия издателей и распространителей», - подытожил Виктор Аркадьевич. Он также отметил, что весь комплекс этих вопросов будет рассмотрен на очередном XVII семинаре АРПП в Израиле в октябре с.г.
С докладом «О стратегии «МД» и «ЦДП» на вторую половину 2009 – 2010» выступил П.А. Ракитянский, генеральный директор ООО «МЕДИА ДИСТРИБЬЮШЕН». Он обозначил основные тенденции и перспективы развития российского ритейла. В российских федеральных сетях это перераспределение рынка, поглощение региональных компаний; слияние с другими федеральными игроками; отказ от федерального развития, сворачивание проектов развития. В российских региональных сетях - создание торгово-закупочных союзов и укрепление сильных региональных сетей путем поглощения слабых за счет собственных денежных средств. Что касается иностранных сетей, то для этого сегмента характерно стремление выхода на российский рынок крупных иностранных сетей, путем покупки существующих российских сетей.
«Общая доля ЦДП в крупных международных сетях, - отметил Павел Анатольевич, - составляет 91,5% от общего оборота по печатной продукции в данном сегменте рынка, а в федеральных сетях - 39%, и эта доля продолжает увеличивается ввиду того, что в стратегии развития ЦДП заложено развитие вместе с федеральными сетями».
П.А. Ракитянский рассказал также о повышении эффективности работы предприятий «МД» и «ЦДП». Произведено сокращение собственных расходов «Центра дистрибуции прессы». Планируется сокращать бонусные и маркетинговые выплаты в сети в кризисных условиях, а также отсрочку платежа при поставке периодической печатной продукции в сети. Он отметил темпы развития предприятий: «Прирост в обороте «Центра дистрибуции прессы» в 2009-2008 г. составил 17%. В 2010 - 2009 г. запланировано сохранение темпов роста – на 17% за счет прироста федеральных сетей и увеличения продаж в каждой точке, а также расширение товарной матрицы за счет высокооборачиваемых и высокорасходных изданий. Планируется дальнейшее сокращение расходов, оптимизация структуры компании. Поставлены задачи по сокращению бонусных и маркетинговых выплат, отсрочки платежа при поставке периодической печатной продукции в сети».
Подробно докладчик остановился и на преимуществах федерального поставщика МД/ЦДП перед региональными дистрибуторами. «Мы ориентированы на достижение основной стратегической цели на ближайший период – это обеспечение стабильно высокого качества в обслуживании сетей и в предоставлении услуг Издательским домам на фоне сокращения собственных затрат», - закончил свое выступление Ракитянский.
О политических аспектах реализации печатной продукции в розничных сетях в современных условиях рассказал Председатель Правления Ассоциации распространителей печатной продукции Оськин А.В. «В настоящее время в ГосДуме рассматривается законопроект «О торговле». Плюсы его в том, что предполагается существенно ограничить «аппетиты» сетей. Но в этом документе есть и плюсы и минусы, - отметил Оськин, - как например попытка регулировать цены». Докладчик призвал всех коллег к сотрудничеству, чтобы не допустить ущемления интересов отрасли. Также он упомянул о подготовке правительственной программы поддержки и защиты малого и среднего бизнеса. В этих целях в Минсвязи создан специальный координационный комитет по подготовке этой отраслевой программы. «От нас тоже ждут предложений, - сказал Александр Владимирович, - и наша задача сегодня – сформулировать предложения к власти». В связи с этим он призвать присутствовавших коллег к выработке идей, которые могли бы помочь отрасли дистрибуции печатной продукции.
Докладчик затронул международные аспекты событий в мире в части кризиса и медиаотрасли. «В США, - отмечает Александр Владимирович, - есть программа «7 центов», которая заключается в том, что Издательские дома, чтобы спасти отрасль распространения прессы, платят оптовикам по 7 центов за каждый экземпляр». В Италии пошли по пути сокращения арендуемых площадей торговли прессой до 30%. В целом ряде стран, включая США, рассматриваются государственные программы помощи СМИ, в том числе распространению и подписки для сохранения системы реализации печатной продукции. «Мы в АРПП считаем, что кризис, конечно, очищает, и издателям и дистрибуторам необходимо объединить усилия, чтобы решить наиболее острые вопросы. Сегодня на рынке много проблем, связанных с платежами, перспективами развития, просрочкой платежей со стороны ритейла. Надо работать, идти на встречу друг другу. Это основная мысль, и на нее направлены идеи квазиагентского договора, и идеи, которые предложил Дмитрий Владимирович Мартынов в части сотрудничества и реорганизации структуры рынка». В заключении А.В. Оськин выразил удовлетворение в связи с тем, что «Центр дистрибуции прессы» и «МЕДИА ДИСТРИБЬЮШЕН» регулярно проводит открытые информационные встречи, в ходе которых знакомят коллег с состояние дел и перспективами развития.
Пресс-служба ЦДП