"Гамбургскую декларацию о правах на интеллектуальную собственность" на прошлой неделе подали в Еврокомиссию 169 топ-менеджеров ведущих мировых СМИ. Инициатором этого документа выступил глава крупнейшего в Европе издательского дома "Axel Springer" Матиас Депфнер. Поддержали его такие медиагиганты, как "Financial Times Group", "Dow Jones", "News Corporation", "Daily Mail and General Trust" и Всемирная ассоциация газет и новостных издательств "WAN-IFRA".
Суть декларации достаточно проста: представители медиасообщества требуют от различных интернет-ресурсов уважения к своей интеллектуальной собственности. "Множество поставщиков (контента) бесплатно используют работы авторов, издателей и вещательных компаний, - сказано в декларации. - В долгосрочной перспективе это угрожает производству высококачественного контента и существованию независимой журналистики". Причем в первую очередь это обращение относится к различным новостным интернет-ресурсам (в частности - "Google News"), которые, по мнению подписавших декларацию издателей, должны выплачивать СМИ определенную сумму за использование добытых журналистами новостей.
"Всемирный доступ к сайтам не обязательно означает бесплатный доступ. Мы не согласны с теми, кто утверждает, что свобода информации существует лишь тогда, когда все доступно бесплатно. Всемирный доступ к нашим серверам должен существовать, но отныне мы более не желаем отдавать свою собственность без выдачи на то разрешения", - уточняют издатели.
Этим несколько странным шагом менеджеры печатных СМИ подключились к активной борьбе за легализацию существующей в Интернете информации. Ведь буквально весной в сфере защиты авторских прав случилась настоящая сенсация: шведский суд приговорил к году тюремного заключения администраторов крупнейшего в мире торрент-трекера "The Pirate Bay". Хотя, по сути, сами они не занимались размещением пиратского контента, а лишь поддерживали работу торрента - ресурса, где хранятся ссылки на файлы других пользователей Всемирной паутины. Но суд решил, что тем самым они помогали истинным нарушителям законодательства об авторском праве, которыми в таком случае являются практически все интернет-пользователи. Удивительно, но и у нас правоохранительные органы, помимо показательных крупномасштабных акций по уничтожению контрафактных дисков, начали задумываться и об интернет-пространстве. Так, в конце мая был закрыт торрент-трекер "interfilm.ru". Правда, пока непонятно, как будут наказаны основатели ресурса. Предыдущие попытки привлечь к ответственности сетевых пиратов в России успехом не увенчались.
Именно об этом представители российского медиасообщества говорили на "круглом столе" в Доме журналистов. Подписание зарубежными издателями "Гамбургской декларации" активизировало и наших коллег. О конкретных документах и договоренностях речи пока не идет. В Доме журналистов были лишь обозначены общие для всей отрасли проблемы. Бороться с пиратством в Интернете - задача действительно не из легких. На это требуются огромные ресурсы - как моральные, так и материальные. Нужно не только ежедневно мониторить Интернет, чтобы узнать, где размещен пиратский контент, но и искать провайдеров, владельцев сайта, которые и должны нести ответственность за нарушение авторских прав.
"Узнать, кто же владеет сайтом, где был размещен пиратский контент, сегодня практически не представляется возможным. В большинстве случаев владельцы таких сайтов находятся за рубежом. И как-то отследить их практически не реально", - говорят представители канала НТВ.
Кстати, телевизионщики у нас в стране борются за авторские права гораздо активнее своих коллег из печатных СМИ. Что и понятно: по данным компании "J'son & Partners Сonsulting", степень проникновения пиратства на российский рынок цифрового контента по итогам 2008 года оценивается в 78 процентов.
Чаще всего интернет-сайты незаконно ретранслируют программы ведущих отечественных телеканалов. Нередко записи самых интересных телепередач и сериалов появляются на бесплатных видеохостингах и в социальных сетях, что, по сути, тоже попадает под действие законодательства о защите авторских прав. Вот только реальных судебных прецедентов по подобным делам пока не было. Осенью, правда, ВГТРК подавала в Арбитражный суд иски на такие популярные интернет-ресурсы, как "Мэйл.ру" и "Вконтакте" за незаконное размещение видеоматериалов, принадлежащих компании. Но дело закончилось мировым соглашением.
"Мы пытаемся вести борьбу с размещением наших материалов в Сети. Но сегодня единственный способ такой борьбы - находить компромисс с сайтами, которые размещают наши материалы", - говорят в телерадиокомпании. Пока ВГТРК удалось договориться не только с тем же "Мэйлом" и "Вконтакте", но и с самым популярным в нашей стране торрент-трекером "Торрентс.ру". Подобным же образом проблемы с защитой авторских прав решает и канал НТВ: они также имеют соглашения с известными интернет-ресурсами.
Гораздо сложнее дело обстоит с мелкими сайтами, которые чаще и являются правонарушителями. Так, например, сейчас телеканал "Культура" пытается найти владельцев ресурса "Лента.тв".
"На этом ресурсе происходит массовое размещение нашего контента. Но субъекта, которому можно предъявить наши претензии, найти невозможно", - отмечает представитель канала. Поиск осложняется еще и тем, что этот ресурс зарегистрирован на домене ".tv" (а не ".ru", как большинство российских сайтов), который принадлежит экзотическому островному государству Тувалу в Тихом океане. Так что предъявить свои претензии конкретному юридическому или физическому лицу у канала "Культура" возможности нет.
У простых пользователей Интернета в свою очередь возникает вполне понятный вопрос: "Как именно размещение телевизионного контента в Сети вредит самим каналам?" Прямых материальных издержек каналы в таком случае практически не несут. Наоборот, популяризируют свой продукт: не исключено, что пользователь, посмотрев ту или иную передачу в Интернете, в следующий раз захочет увидеть ее по телевизору.
Возможен, правда, и совсем противоположный эффект: пользователю гораздо удобнее будет посмотреть программу в Интернете в любое удобное время, а главное - без навязчивой рекламы. А если учесть, что последняя является основным источником дохода российского телевидения, то опасения медиаменеджеров по поводу распространения телевизионного контента в Интернете вполне обоснованны.
Источник: Культура