Отступные для "четвертой власти"


Минкомсвязи РФ предложило выделить средства массовой информации в отдельную отрасль экономики. Однако условия для радио и интернет-изданий выглядят не очень равноправными.
По прогнозу гильдии издателей периодической печати (ГИПП), падение объемов подписки на печатные СМИ во II полугодии 2009 года в среднем составит 15-20%. Параллельно в подготовленной гильдией "Оценке текущей ситуации и перспектив развития рынка печатных СМИ на 2009 год (март-июнь 2009 года)" констатируется, что в целом негативные тенденции на рынке сохраняются - правда, динамика уже не с такой пугающей динамикой, как в I квартале 2009 года. "С апреля наступила некая стабилизация", - уточняют эксперты.

В любом случае, для печатных СМИ это не жизнь, а выживание. Эксперты ГИПП констатируют сохранение низкой платежеспособности на рынке - замедление расчетов, рост дебиторской задолженности, сокращение объемов свободных средств на рынке, недоступность кредитов. На фоне уменьшения числа вакансий в медиаиндустрии на 70% отмечается возврат к нецивилизованному рынку (откаты, демпинг, "серые" схемы...).

Среди возможных мер по "поддержанию штанов" ГИПП предложил добиваться особого, "социально-значимого" статуса для издательско-полиграфической индустрии и господдержки медиабизнеса с целью облегчения условий работы на рынке. Кроме того, эксперты ГИПП советовали просить налоговых послаблений (-10% ставки НДС на услуги по подписке и на всю цепочку производства издания), лоббировать решение вопроса со списанием нереализованных тиражей, добиваться отмены 15% таможенных пошлин на ввоз мелованных сортов бумаги. "Необходимо объединять усилия участников рынка для формирования единой позиции и лоббирования инициатив", - констатируется в материалах гильдии.

Но сегодня только ленивый не просит поддержки у государства - либо деньгами, либо налоговыми бонусами. Поэтому главное, чтобы просьба выделялась на общем фоне.
Наверное, поэтому и возникла мысль собрать все СМИ в единую отрасль под лозунгом: помогать всем скопом проще, чем каждому по отдельности. Впервые эта идея была озвучена в июне 2009 года главой Минкомсвязи России Игорем Щеголевым. И далее - на последнем заседании Совета по прессе его заместителем Александром Жаровым, который подтвердил намерения министерства выделить СМИ в юридически отдельную отрасль российской экономики.

Скорее всего, это - не пустое обещание. В Минкомсвязи РФ уже созданы рабочие группы в советах по печати, радио, телевидению и Интернету, которые разрабатывают юридический глоссарий направлений будущей отрасли и процесс подготовить преобразования. Вопрос из теоретической плоскости оперативно перешел в практическую.

"На данный момент юридически СМИ относятся к разным отраслям, - уточняет президент ГИПП Александр Страхов. - Это во многом препятствует их полноценному развитию. Много проблем с финансовой деятельностью". Страхов считает, что "если отрасль будет существовать не только фактически, но и юридически, она сможет лоббировать свои интересы". Сейчас многие журналы вынуждены печататься за границей из-за высоких импортных пошлин на мелованную бумагу, а у газет становится меньше подписчиков из-за высоких цен подписных агентств - и это только малая часть проблем, с которыми сталкиваются СМИ, отметил президент гильдии.

Радея за все СМИ, он перечислил на Совете узкоцеховые проблемы печатных изданий. Иначе говоря, "бумажные" СМИ подтвердили готовность обменять замшелый и вытаскиваемый из шкафа только по профессиональным праздникам статус "четвертой власти" на гражданский чин "отрасли народного хозяйства", получив в качестве "отступных" как минимум налоговые льготы.
При этом роль печатных СМИ в силу развития технологий неуклонно снижалась и без кризиса. Сначала львиную долю аудитории отобрало телевидение, потом - Интернет. Косвенным подтверждением этому служит поведение рекламодателей с началом кризиса. По подсчетам Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), доходы от рекламы за I квартал 2009 года во всех СМИ сократились на 29% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Причем телевидение потеряло 20%, радио - 38%, Интернет -15%, новые медиа - 35%, а печатные СМИ - целых 42% (34% - газеты, 40% - журналы, 51% - рекламные издания).

Так что вполне понятно, почему "бумажные" участники рынка громче всех говорят проблемах. Вопрос в том, насколько "хождение в отрасль" будет полезно другим участникам рынка СМИ.

Телевидение, которое по объемам аудитории в России традиционно лидирует, из-за кризиса тоже столкнулось со множеством проблем. Некоторый рост объемы рекламы на ТВ показали только начиная с июня. Как подсчитали эксперты медиамониторингового агентства AdMonitor, в июне на телеканал НТВ пришлось 4,94 тыс. минут рекламы (на 0,09 тыс. минут больше, чем в мае), "Первый канал" - 4,69 тыс.минут (+0,03 тыс. минут), РЕН ТВ - 4,45 тыс. минут (+0,3 тыс. минут), "Россию" - 5,60 тыс. минут (+0,8 тыс. минут), СТС - 5, 34 тыс. минут (+0,2 тыс. минут)... До этого два месяца подряд реклама стабильно занимала в общем эфире около 36, 7 тыс. минут, а в июне выросла до 39 тыс. 40 минут.

"В том или ином виде государство участвует и в производстве телевизионной продукции, - сообщил "Росбалту" журналист и телеведущий Владимир Соловьев. - Правда, не всегда это идет на пользу. Но очевидно, что без поддержки государства, ряд крупнейших проектов, которые были задуманы в последние годы, осуществить вряд ли было возможно". Теперь телевизионщики заявляют, что на новые проекты у них элементарно нет денег. Это главная проблема ТВ, и, по неофициальным сообщениям из Останкино, осенний эфир преимущественно будет заполнен б/у-программами. То есть, телевизору в первую очередь нужна прямая денежная подпитка от государства. Поэтому юридическое оформление единой отрасли им - "мимо кассы".

Также трудно увидеть "отраслевые" плюсы для радийщиков. С государственными радиокомпаниями все просто: им скажут идти в отрасль, и они выполнят приказ - лишь бы субсидирование продолжалось. А вот что это даст радиостанциям музыкального формата и таким, как "Эхо Москвы" или "Бизнес FM", пока неясно. Также совершенно непонятно, какие преференции "отраслевая принадлежность" даст интернет-СМИ и работающим в Интернете негосударственным новостным агентствам.

По последним данным, аудитория Рунета составляет 38 млн человек, и наиболее востребованными являются именно новостные сервисы - 63% рунетчиков посещают их хотя бы раз в месяц. В то же время, хотя объемы рекламы в Интернете упали не так сильно, как у других СМИ, на "сетевую" рекламу в суммарных бюджетах российских компаний в целом приходится не такая уж большая доля расходов (в 2008 году, по оценкам J`son&Partners - всего 5,7%, или $600-620 млн). Проще говоря, интернет-СМИ пока не избалованы рекламными деньгами.
Конечно, господдержка пригодилась бы и интернет-журналистам. Но тем и красива министерско-бумажная идея: вроде как СМИ поддерживаются, в правительстве кипит работа, а бюджетные деньги не расходуются. Раздавать налоговые послабления пока тоже никто не торопится.

Не менее интересен вопрос, какие дивиденды от создания новой отрасли получит государство. По словам Жарова, объединение СМИ в единую отрасль "может быть полезно для государственных органов мониторинга". То есть государству будет сподручней выполнять надзорные и учетные функции. И, вероятно, для этого в рамках создаваемой отрасли появится еще один "контролирующий" орган. А это невыгодно даже для абсолютно лояльных к власти СМИ, поскольку бюрократически усложняет процедуру любого взаимодействия с властью. Но если печатные СМИ это компенсируют локальными налоговыми преференциями, то прочие будут вынуждены терпеть "за даром".

Таким образом, условия приглашения в единую отрасль выглядят для "бумажных" и всех остальных СМИ далеко не равноправными. Пожалуй, единственным аргументом в пользу объединения могли бы стать налоговые преференции по НДС. Ведь основной источник доходов всех СМИ - это реклама, при размещении которой приходится платить 18% НДС, что еще больше сокращает и так резко упавшие рекламные доходы.

Но такого пока никто и не предлагал.
Поэтому целесообразность идеи отраслевого объединения сомненительна. "Там, где отдельная отрасль экономики - там планирование. Там, где планирование, там... Я бы скорее выделил СМИ в отдельный инструмент гражданского общества. Мне это ближе", - считает главный редактор "Русской службы новостей" Сергей Доренко.

Источник: Росбалт