Ни телевизор ее не заменит, ни компьютер


Книга

Показатель... чего?

Лет 20 назад меня пригласили в качестве понятого. Проводился обыск в доме у одного заведующего магазином. Мало заинтересовали обнаруженные в доме провинившегося торгаша ценности - удивило, что в доме не было книг. Ни одной! Это в то время, когда советский народ считался самым читающим народом в мире. В то время, когда за то или иное подписное издание люди готовы были вцепиться друг другу в глотку. А ведь любому завмагу тогда не представляло никакого труда достать самый дефицитный товар - принцип "ты мне - я тебе" работал безотказно. Отсутствие в доме книг многое говорило о самом человеке.

Из тех времён вспоминается и интервью Чингиза Айтматова. Зарубежный журналист поинтересовался у него, почему в стране такой голод на популярные книги. Ответ был простой: нет бумаги, чтобы напечатать книги. Этот ответ поверг в изумление зарубежного спеца. Если издательству при высоком тираже один экземпляр книги обходится в копейки, а этот экземпляр люди готовы купить за несколько рублей, то это ведь здорово, можно на этом заработать хорошие деньги. Получается, что типография печатает не книги, а деньги. И что же, в стране нет бумаги, чтобы печатать деньги?

Это был не единственный перекос. Прошли времена дефицита, книг появилось великое множество. И наши люди стали приобретать те или иные собрания сочинений не потому, что хочется время от времени перечитывать классика, а потому, что цвет фолианта удачно вписывается в интерьер квартиры. И уже не знаешь, показателем чего является книга - учёности его владельца или же невежества.

Новые функции старой профессии
Хотя многие люди стремились к тому, чтобы иметь дома как можно больше книг, иметь все практически было невозможно. Да и не в каждой квартире было достаточно места, чтобы хранить такое количество книг. Потому главным хранилищем книг были библиотеки. Каждое учебное заведение, каждый город, район, каждое село имели свои библиотеки. И в главном учебном заведении республики было библиотечное отделение, которое готовило кадры для работы с книгой.

В условиях перехода к рыночной экономике уменьшилось, а местами вообще прекратилось финансирование деятельности библиотек, что в значительной степени сократило их количество. Было закрыто много партийных, профсоюзных и научно-технических библиотек. Во многих случаях профсоюзные библиотеки либо полностью перешли на бюджетное финансирование, либо их фонды вошли в состав других библиотек, или же были банально разворованы.

Социально-экономические и политические реформы в российском обществе, стремительная глобализация информационных и телекоммуникационных технологий привели к изменению социальной роли и функций библиотек. Теперь им приходится решать другие задачи, нежели те, что ставились в закрытой для мира тоталитарной стране. Особенно сильно модернизационные процессы затронули библиотеки публичные, в меньшей степени - научные и учебные. К традиционным функциям публичных библиотек, в основном культурно-просветительского характера, добавились функции универсальных общедоступных информационных центров. Впервые в истории России перед библиотеками была поставлена задача обеспечения свободного и бесплатного доступа граждан к информации.

Раздует или погасит?

В одной популярной песне разлуку для любви сравнивают с ветром для костра: слабое чувство она погасит, сильное - раздует. То же самое можно применить и здесь, только со знаком вопроса: ветер перемен погасит или раздует интерес к книге? И похоже, что, скорее, раздувает. В начале 90-х гг. из-за деградации советской системы книгораспространения, массового перепрофилирования книжных магазинов библиотеки взяли на себя ответственность за обеспечение информационного и культурного обслуживания. За годы реформ библиотеки в значительной степени сохранили структуру, потенциал и управляемость, оставшись единственным социальным институтом, предоставляющим доступ всему населению к знаниям и информации бесплатно. За последние несколько лет востребованность библиотек обществом заметно возросла. При уменьшении числа общедоступных библиотек посещаемость их увеличилась.

Однако в отличие от советского времени и от большинства западных стран, в которых библиотекам принадлежит доминирующая роль в обеспечении общественных потребностей в информации, в современной России огромный потенциал библиотек очень мало осознан властными структурами на всех уровнях, слабо поддерживается ими и недостаточно используется в целях эффективного реформирования страны и повышения качества жизни.

Здесь можно (и нужно) особое внимание обратить на детские библиотеки. Многие десятилетия потребовались на то, чтобы развилась детская литература, организовались детские библиотеки, дети целенаправленно приобщались к чтению. В начале советского библиотечного строительства было очень четко определено функциональное различие и назначение детских библиотек: школьная обеспечивала учебно-воспитательный процесс в школе, детская же способствовала самообразованию, свободному чтению ребенка, проведению досуга, дополняла то, что оставалось "за страницами учебника".

И всё то, что было достигнуто за эти десятилетия, было утрачено в один миг. По данным Комитета РФ по делам молодежи, 72% молодых семей имеют душевой доход ниже прожиточного минимума; 40% из них в течение года не покупали ничего, кроме еды, на которую расходовали до 80% семейного бюджета. Где уж тут приобретение книг, экскурсии, походы в театр и другие виды культурного развития. Во время своего визита в нашу республику Сергей Степашин, глава Счетной палаты РФ, президент Российского книжного союза (РКС), привёл такие цифры. Если раньше наша страна могла гордиться тем, что мы были самой читающей страной в мире, то теперь цифры говорят о том, что лишь 7% маленьких детей знакомятся со своей первой книгой дома. А в советское время таких детей было 85%. Это говорит о том, что родители не пользуются таким важным инструментом воспитания, как книга.

Есть норматив ЮНЕСКО, согласно которому в публичные библиотеки в расчете на тысячу жителей должно поступать 250 книг. Этот показатель превышен в 8 регионах России и не достигнут в 80. Дагестан находится в числе "отстающих" - здесь на каждую тысячу жителей приходится всего немногим более 30 книжных новинок.

Лучший подарок

Как возродить былую страсть к чтению? Этим вопросом задавались участники выездного заседания Российского книжного союза, которое недавно прошло в Махачкале в

Национальной библиотеке имени Р. Гамзатова. Выступая на заседании РКС, Президент Республики Дагестан Муху Алиев отметил, что в Дагестане традиционно ценят и любят книгу, которая всегда считалась символом учености и высокой культуры. И сегодня книга продолжает занимать особое место: в республике функционирует больше двух тысяч библиотек с книжным фондом свыше 14,5 миллиона экземпляров, услугами которых пользуется более миллиона читателей.

Республиканские органы власти уделяют книгоизданию большое внимание и с пониманием относятся к нуждам издателей. Ежегодно в бюджете увеличивается размер средств, предусмотренных на издательскую деятельность, на социальную поддержку поэтов, писателей, работников издательств. Большое значение для сохранения родных языков и культуры народов Дагестана, по мнению главы республики, имеют издаваемые на 14-ти языках книги и школьные учебники.

По мнению главы республики, потенциал развития книжной индустрии и библиотечного дела далеко не исчерпан. Подписанное соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между Республикой Дагестан и Российским книжным союзом придаст новый импульс книгоизданию и распространению продукции ведущих издательств страны в Дагестане.

Президент Российского книжного союза Сергей Степашин отметил, что неоценима роль книги в вопросах воспитания молодежи и сохранения богатств национальной культуры. Книгу не заменит ни телевизор, ни компьютер, ни что-либо еще. Книга учит языку, истории, литературе, чтение формирует личность. И недалёк тот день, когда книга, как и в былые времена, станет лучшим подарком.
 
Источник:  Дагестанская правда