По итогам исследования, проведенного более чем в 30 регионах страны, калужане признаны одними из самых читающих в нашей стране. Это повод для гордости и для того, чтобы поближе познакомиться с теми, кто обеспечивает им возможность знакомиться с новинками периодики.
Если раньше сфера розничной торговли печатной продукцией была монополизирована одной организацией, то сейчас здесь происходит острая конкурентная борьба. Как чувствуют себя на этом поле два основных игрока?
Представителей ОАО "КРПА "Роспечать" и ОАО "Союзпечать"-Калуга" мы попросили ответить на одни и те же вопросы:
1. Ваша организация сейчас - это: Как нужно продолжить фразу, чтобы дать ей характеристику?
2. Резкое повышение стоимости подписки на газеты и журналы привело к тому, что многие читатели стали не подписчиками, а покупателями периодики. Вы прогнозировали такое развитие событий, готовились к ним?
3. Появились ли за последнее время какие-то новые формы организации торговли, обслуживания покупателей?
4. Ваш бизнес весьма специфичен. Какие проблемы, с которыми приходится сталкиваться, следует считать самыми острыми?
5. В решении каких проблем вы рассчитываете только на собственные силы, а в чем видите возможность содействия со стороны властей - как муниципальных, так и региональных? Генеральный директор ООО "КРПА "Роспечать"
Зоя ЗИНЧЕНКО:
1. - "Роспечать" - это прежде всего мощнейший источник информации. Агентство представлено полусотней торговых точек, и можно сказать, что в основном структура городских газетных киосков, создаваемая на протяжении многих десятилетий, в наше время сохранена. Причем строим свою работу мы сегодня на тех же принципах, что и в прошлом - реализация периодики должна быть надежной и доступной, а сама печатная продукция представлена в широком ассортименте, чему, в общем, рыночная ситуация вполне способствует.
2. - Первое, что хочется отметить, "Роспечать" придерживается политики реальных цен. Что значит "реальных"? Конечно же, оправданных самой рыночной ситуацией, но при этом реальных, то есть доступных для читателя. Поэтому о резком повышении цен на газеты и журналы именно в сети "Роспечать" говорить не приходится.
Кстати, выбор продукции у нас весьма богатый, а сама тенденция роста числа именно покупателей, а не подписчиков периодики, стала стимулом для предоставления читателям гораздо большего выбора этой самой периодики и, конечно, книжных новинок.
Для нас очень важно, чтобы популярная развлекательная периодика не вытеснила с прилавка ту литературу, которая хотя и менее востребована, но обязательно должна быть предложена читателю. Поэтому наценки на детскую литературу, серьезные издания мы делаем самую минимальную. Шоу, бизнес, развлечения - это, конечно, важно, но мы не должны забывать о культурном, духовном развитии наших читателей. Таково наше кредо.
3. - Новшеств немало. Может, не все из них заметны, зато ощутимы наверняка. К примеру, обычно периодика доставляется в киоски дважды в день - утром в 7.00 и к полудню. Поэтому и "навещать" своего районного киоскера читателю порой приходится дважды на дню или в определенное время, когда любимая книга или журнал появится на прилавке. Правда, неудобно?
А уже около года вся периодика в полном ассортименте на витрине нашего киоска появляется с самого раннего утра. Может, это незаметно явно, но сразу повышает чувство комфортности, к чему мы, собственно говоря, и стремимся.
Одна из новых форм продвижения торговли - рекламные листовки, посвященные книжным и журнальным новинкам, новомодные табло с бегущей строкой, уже появляющиеся у киосков "Роспечать". Ну, как не заглянуть в такой киоск хотя бы из любопытства?!
К тому же для удобства читателей в киосках центральной части города вечерняя смена продлена до 10 часов. Кто-то ведь любит почитать перед сном, а кто-то просто не успевает после работы забежать в киоск за своими любимыми изданиями. В наших киосках читателям всегда рады, а сама вечерняя смена - это замечательная возможность подработки для студентов.
А еще меняется сам облик газетных киосков: они становятся гораздо шире, а стеклянная витрина дает больший обзор печатных новинок. Используется буквально каждый сантиметр полезной площади для того, чтобы выделить ту или иную газету, журнал, книгу, привлечь к ним внимание. К тому же приятным сюрпризом для наших читателей стала и новая дополнительная, подлинно "летняя услуга" - в некоторых киосках можно выбрать по вкусу не только газеты и журналы, но и... прохладительный напиток.
4. - Среди проблем, с которыми приходится сталкиваться, лишь одна для нас является самой специфичной и значимой. Киоски "Роспечать" в Калуге относятся к категории временных построек, а значит, и собственником земли мы не является. При этом и на оплату земельной аренды уже несколько лет не распространяются существовавшие ранее льготы для организаций подобных нашим, а расчеты производятся наравне со всеми остальными бизнесменами. Конечно, читатели вряд ли догадываются о такой проблеме, потому что "Роспечать" сохраняет весь свой набор услуг при любых обстоятельствах. Но все же не хотелось бы, чтобы любимые киоски, к которым читатели уже давно привыкли, меняли свои привычные адреса.
5. - Все проблемы решаемы! Это, если хотите, наш девиз. И на кризис не ропщем, продолжая стоить планы на будущее. Причем всего добиваемся сами.
Новых задумок немало. Посмотрите, как меняется наш любимый город, каким современным и ярким он становится. Значит, должен меняться и стиль нашей работы. Это просто неизбежно, ведь задачи у нас и городских властей в чем-то схожие - делать комфортнее жизнь горожан.
Почему бы, к примеру, не добавить к привычным киоскам магазинчики печатной продукции совершенно иного типа? Придет, скажем, в такой магазин читатель за свежей газеткой, а киоскер ему предложит "подписку" на... самые популярные издания и электронные газеты в Интернете. В печатном магазине ведь можно установить и компьютерные автоматы с выходом во "всемирную паутину". А рядом - терминалы для различных платежей, в том числе и коммунальных. Такое удобство - отличный стимул привлечения новых клиентов в нашу сеть реализации периодики.
В любом киоске "Роспечать" вы можете не только купить газету "Весть", но с подписаться на гарантированное получение приложения "Весть-неделя" (32 полноцветных страницы с программой телевидения).
Коммерческий директор ОАО "Союзпечать"-Калуга"
Наира РОДИНА:
1. - Представляя сегодня "Союзпечать", нельзя не сказать, что этот популярный советский бренд - крупнейшая сеть распространения периодики, имеющая чуть ли не вековую историю.
Особенность калужской сети розничной торговли - наличие более 80 пунктов "Союзпечать", причем более половины наших киосков находятся в районах, а сегодня это немалое преимущество.
Основой этой обширной сети являются около двухсот киоскеров и других специалистов, которые решают не только задачи доставки и реализации периодики, но и изучают рынок, проводят маркетинговый анализ и, конечно, экспериментируют. Поэтому "Союзпечать" сегодня не только поставщик, но и аналитик рынка периодики, предлагающий свои варианты завтрашней ее подборки. И этому учит нас тоже рынок, а также работа наших конкурентов, отличающихся большим профессионализмом.
2. - Да, новая ситуация вызвала повышенный интерес к ассортименту периодики киосков. Причем именно киоски привлекают внимание к тем новинкам, о которых обычный подписчик узнает далеко не сразу. И теперь к привычному списку полюбившихся газет и журналов наш постоянный покупатель может добавить что-нибудь еще, не менее увлекательное.
И к этому мы, конечно, готовились, расширяя ассортимент продукции не только количественно, но и качественно. Мы стараемся подбирать развивающую, а не только развлекающую, как принято говорить сегодня, периодику и издания.
3. - Безусловно. И начали с того, что задумались над внешним видом самих киосков. Думаю, всем знакома картина, когда такой "теремок" с бесчисленными полками, пристроенными к лицевому стеклу, так напичкан товарами, что разглядеть нижние лотки с газетами, а тем более самого продавца, кажется почти невозможным. И спросить нужную газету можно, только согнувшись в три погибели - окошко совсем низко.
Несмотря на кризисную ситуацию, мы стараемся привычным киоскам дать, как говорится, вторую жизнь. Конечно, здесь можно пофантазировать. Но очевидно, что витрина должна быть больше и прозрачнее - всем книгам найдется место, если не загромождать сверкающий стеклянный фасад. Откроется ни много, ни мало - панорама изданий, улыбка киоскера, которого, наконец, станет видно.
Это касается розничной торговли. А ведь за последний год у нас появились и совершенно новые направления. К киоскам для пешеходов прибавились пункты продаж для автолюбителей, развернутые на нескольких АЗС. И периодика вся профильная, поможет советом водителю в пути, займет досуг. Оптовая торговля налажена с крупными предприятиями. Это новое и интересное направление для нас.
Но планов еще больше. Почему не открыть "салоны прессы", столь популярные за рубежом? Это же совсем иная концепция торговли. Читатель, наконец, получит возможность взять в руки и полистать новинки, осмотреться в просторном зале. И выбор намного шире. А если в такой салон или киоск выставить калужские сувениры, которые так востребованы туристами, но редко встречаются в шаговой доступности от памятников и маршрутов? В некоторых наших киосках такие товары уже есть. А ведь их ассортимент можно и нужно обновлять, представляя все новые и новые города и районы области.
4. - Какой бизнес обходится без проблем, да еще сегодня? Главное - решаемы они или нет. И в этом мы всегда делаем ставку на профессионалов. К примеру, обновлен кадровый потенциал - стереотип киоскерши преклонных лет уходит в прошлое. В команду нашей организации привлечено много молодых талантливых менеджеров, маркетологов.
Мы значительно перестроили работу розничной торговли в районах, поскольку в области мы являемся основными реализаторами печати. Отсекли схему "простоя" периодики на "перевалочных" базах. И теперь свежий выпуск газеты приходит читателям без прежних задержек. Конечно, нам приходится считаться с жесткими требованиями и "регламентом", разработанными головной московской организацией, - определены объемы, перечень литературы, которую необходимо реализовать обязательно, и т.д. Но наша инициатива не только не запрещена, но и поощряется. Благодаря ей, а также ориентируясь на запросы читателей, мы и добиваемся увеличения объема товарооборота.
5. - Первое, что хочется сказать, - работа наша оценивается властями не только как коммерческий вид деятельности. В создании и расширении сети реализации периодики видится и социальная роль. Газета - это окно в мир, проводник в гуще событий. И именно мы доставляем этот огромный информационный "ресурс" до самого массового читателя. А на селе киоск с газетами и журналами еще и дополнение к инфраструктуре, условие комфорта. Для нас интересы читателей приоритетны.
А все остальные проблемы стараемся решать сами! В кризис иначе не выживешь. Это, кстати, приучает находить все новые и новые резервы для развития там, где их, казалось бы, не было. Так, сохранить рабочие места нам помогло снижение внутренних затрат.
И вообще, мы смотрим в будущее с оптимизмом и не собираемся отказываться от планов открытия своих "салонов прессы", модернизации сети киосков. Так что в следующем году ждите премьер!
Источник: Весть