По итогам подписной кампании на второе полугодие, общее снижение тиражей российских издателей, по данным "Почты России", составляет 2,2%. Совсем немного, если учесть общую ситуацию на рынке, - в среднем, продаваемые тиражи снизились на 10%. Так что почта рапортует об "относительной стабильности" и не забывает поставить ее себе в заслугу: "Ситуацию на рынке подписки удалось сохранить стабильной благодаря стимулирующим мерам, в частности, сдерживанию "Почтой России" роста тарифов".
Но в крупных городах и отдельных (как правило, богатых) регионах почтовое стимулирование не подействовало, и подписка там просто рухнула.
В отдельных регионах (Калининградская область, Ханты-Мансийский АО) падение достигает 20 - 30%. И даже издатели из относительно благополучных регионов удивлены цифрам "Почты России" - с их данными они никак не согласуются. Главный редактор ИД "Красноярский рабочий" Владимир Павловский, например, увидев свои издания в числе лидеров подписки по региону (в целом, в области она выросла, если верить "Почте России", на 15%), изумился: тиражи его СМИ, наоборот, упали.
У "Аргументов и фактов" на подписку приходится 30% реализуемого тиража, и в среднем падение в первом полугодии составило 3%. Но данные по Красноярскому краю прямо противоположны статистике почты: для "АиФ" - это один из проблемных регионов: минус 15% тиража. В "Почте России" отказались комментировать расхождения своих данных со статистикой издателей.
Подписка в городах снижается быстрее, чем в сельской местности, - скорее всего, потому, что розничных точек тут больше. Упала подписка в городах-миллионниках, корпоративная подписка, подписка на издания высокой ценовой категории. Кроме того, от подписки отказались многие библиотеки. В зоне риска: по периодичности - ежедневные газеты, по тематике - общественно-политические издания.
Рост подписных тиражей наблюдается среди изданий, пишущих о народных способах поправить здоровье ("Сам себе лекарь", "Народный доктор"), о саде-огороде ("Моя прекрасная дача") и домашнем хозяйстве ("Заготовки на зиму").
В том самом официально благополучном Красноярском крае из центральных изданий в подписном рейтинге лидируют "Здоровый образ жизни", "АиФ", "1000 советов", "1-я кулинарная газета", "Комсомольская правда", "Богатство вкусов", "Жизнь".
В Альянсе руководителей региональных СМИ России ("АРС-Пресс") уверены, что падение подписки уже в августе будут гораздо больше 2%. Ассоциация распространителей периодической печати (АРПП) с ними солидарна и считает, что по итогам осенней кампании тиражи снизятся еще процентов на 10.
Все в сад
Центральные издания - лидеры подписной кампании на второе полугодие 2009, % прироста 2009/2 к 2008/2
1 Моя прекрасная дача (новое издание с 2008/2) 3024,64
2 Добрые советы. Дом в саду 387,57
3 1000 советов 52,49
4 Непоседа 41,73
5 Народный совет 35,08
6 Добрые советы. Люблю готовить! 28,28
7 Бабья радость 25,82
8 100 советов (Сто советов) 24,73
9 Сам себе лекарь 23,87
10 Заготовки на зиму (сезонное приложение к газете "Пир горой") 20,26
11 Морфей 8,91
12 Лучшие рецепты наших читателей 8,54
13 Приусадебное хозяйство 6,26
14 Предупреждение плюс. Библиотечка "ЗОЖ" 4,64
15 Здоровый образ жизни - вестник "ЗОЖ" 3,1
ИСТОЧНИК: МАП
О вкусной и здоровой пище
Региональные издания - лидеры подписной кампании на второе полугодие 2009, % прироста 2009/2 к 2008/2
1 Аппетитно и вкусно! 652,89
2 Сила здоровья 538,62
3 Азбука здоровья и долголетия 403,94
4 Народный доктор 43,84
5 Золотые рецепты наших читателей 41,31
6 Областная газета 39,14
7 Хозяйство 29,26
8 Брянские факты 20,13
9 Кубанская околица 12,48
10 Лечитесь с нами 12,21
11 Жизнь 9,21
12 100 рецептов здоровья 7,51
13 Вне политики 6,96
14 100 кулинарных рецептов 6,78
15 Социальная газета 6,20
ИСТОЧНИК: МАП
Источник: Slon.ru