Прессу выписывают только огородники. Лидеры подписной кампании - издания о приусадебном хозяйстве. Но к концу года даже от них откажется каждый десятый подписчик


По итогам подписной кампании на второе полугодие, общее снижение тиражей российских издателей, по данным "Почты России", составляет 2,2%. Совсем немного, если учесть общую ситуацию на рынке, - в среднем, продаваемые тиражи снизились на 10%. Так что почта рапортует об "относительной стабильности" и не забывает поставить ее себе в заслугу: "Ситуацию на рынке подписки удалось сохранить стабильной благодаря стимулирующим мерам, в частности, сдерживанию "Почтой России" роста тарифов".

Но в крупных городах и отдельных (как правило, богатых) регионах почтовое стимулирование не подействовало, и подписка там просто рухнула.

В отдельных регионах (Калининградская область, Ханты-Мансийский АО) падение достигает 20 - 30%. И даже издатели из относительно благополучных регионов удивлены цифрам "Почты России" - с их данными они никак не согласуются. Главный редактор ИД "Красноярский рабочий" Владимир Павловский, например, увидев свои издания в числе лидеров подписки по региону (в целом, в области она выросла, если верить "Почте России", на 15%), изумился: тиражи его СМИ, наоборот, упали.

У "Аргументов и фактов" на подписку приходится 30% реализуемого тиража, и в среднем падение в первом полугодии составило 3%. Но данные по Красноярскому краю прямо противоположны статистике почты: для "АиФ" - это один из проблемных регионов: минус 15% тиража. В "Почте России" отказались комментировать расхождения своих данных со статистикой издателей.

Подписка в городах снижается быстрее, чем в сельской местности, - скорее всего, потому, что розничных точек тут больше. Упала подписка в городах-миллионниках, корпоративная подписка, подписка на издания высокой ценовой категории. Кроме того, от подписки отказались многие библиотеки. В зоне риска: по периодичности - ежедневные газеты, по тематике - общественно-политические издания.
Рост подписных тиражей наблюдается среди изданий, пишущих о народных способах поправить здоровье ("Сам себе лекарь", "Народный доктор"), о саде-огороде ("Моя прекрасная дача") и домашнем хозяйстве ("Заготовки на зиму").

В том самом официально благополучном Красноярском крае из центральных изданий в подписном рейтинге лидируют "Здоровый образ жизни", "АиФ", "1000 советов", "1-я кулинарная газета", "Комсомольская правда", "Богатство вкусов", "Жизнь".

В Альянсе руководителей региональных СМИ России ("АРС-Пресс") уверены, что падение подписки уже в августе будут гораздо больше 2%. Ассоциация распространителей периодической печати (АРПП) с ними солидарна и считает, что по итогам осенней кампании тиражи снизятся еще процентов на 10.

Все в сад

Центральные издания - лидеры подписной кампании на второе полугодие 2009, % прироста 2009/2 к 2008/2
1     Моя прекрасная дача (новое издание с 2008/2)     3024,64
2     Добрые советы. Дом в саду     387,57
3    1000 советов    52,49
4     Непоседа     41,73
5     Народный совет     35,08
6     Добрые советы. Люблю готовить!     28,28
7     Бабья радость     25,82
8     100 советов (Сто советов)     24,73
9     Сам себе лекарь     23,87
10     Заготовки на зиму (сезонное приложение к газете "Пир горой")     20,26
11     Морфей     8,91
12     Лучшие рецепты наших читателей     8,54
13     Приусадебное хозяйство     6,26
14     Предупреждение плюс. Библиотечка "ЗОЖ"     4,64
15     Здоровый образ жизни - вестник "ЗОЖ"     3,1

ИСТОЧНИК: МАП

О вкусной и здоровой пище
Региональные издания - лидеры подписной кампании на второе полугодие 2009, % прироста 2009/2 к 2008/2
1     Аппетитно и вкусно!     652,89
2     Сила здоровья     538,62
3     Азбука здоровья и долголетия     403,94
4     Народный доктор     43,84
5     Золотые рецепты наших читателей     41,31
6     Областная газета     39,14
7     Хозяйство     29,26
8     Брянские факты     20,13
9     Кубанская околица     12,48
10     Лечитесь с нами     12,21
11     Жизнь     9,21
12     100 рецептов здоровья     7,51
13     Вне политики     6,96
14     100 кулинарных рецептов     6,78
15     Социальная газета     6,20

ИСТОЧНИК: МАП
 
Источник:  Slon.ru