В Белоруссии новый закон о СМИ упростил процедуру ликвидации неугодных властям изданий


В интервью Deutsche Welle руководитель Центра правовой защиты при Белорусской ассоциации журналистов Михаил Пастухов анализирует положения и практику правоприменения закона "О СМИ", вступившего в силу в феврале 2009 года.   

По мнению руководителя Центра правовой защиты при Белорусской ассоциации журналистов Михаила Пастухова, новый закон "О СМИ" дает властям широкие возможности для ужесточения контроля за негосударственными общественно-политическими изданиями.

Deutsche Welle: Каких перемен больше - положительных или отрицательных - принес новый закон белорусским масс-медиа?

Михаил Пастухов: Положительного не так много, поскольку этот закон фактически сохраняет все основные положения закона "О СМИ", принятого в 1995 году. Можно отметить, что отменено пресловутое согласование размещения редакций СМИ с местными органами власти. Это открывает определенный простор для создания новых изданий.

К плюсам можно отнести так же и то, что формально процедура регистрации газет стала более простой. Хотя это вовсе не означает, что в результате она упростится для независимых общественно-полических изданий. Может найтись масса препятствий и формальных причин для отказа.

К негативным моментам, которые принес новый закон "О СМИ", я бы отнес попытку поставить интернет в правовые рамки. Интернет-издания тоже будут подлежать регистрации, когда будет принято постановление правительства, которое определит порядок их работы.

В целом же контроль за деятельностью масс-медиа ужесточился. Теперь не только Министерство информации, но также и органы прокуратуры имеют право выносить предупреждения изданиям за любые нарушения законодательства о СМИ. А это упрощает процедуру ликвидации неугодных газет и журналов.

- В Беларуси важную роль играет не только содержание тех или иных нормативных актов, но и правоприменительная практика. Как она изменилась в сфере СМИ после принятия нового закона?

- Полгода действия закона пока еще не принесли резко негативных примеров применения его норм, но, тем не менее, выявили ряд отрицательных тенденций. Документ открывает широкие возможности для Министерства информации, прокуратуры и идеологических подразделений исполкомов по контролю, в первую очередь, за деятельностью независимых общественно-политических изданий.

Например, органы прокуратуры стали более активно контролировать работу корреспондентов зарубежных СМИ. А органы милиции проявляют активность в преследовании распространителей незарегистрированных малотиражных изданий, которые могут существовать и без регистрации, если издаются тиражом до 300 экземпляров.

- Какие положения действующего закона о СМИ, на ваш взгляд, нуждаются в корректировке?

- Я бы отметил два слабых места нового закона. Надо отменить обязательную регистрацию, процедура которой достаточно сложна и формализована.

А еще надо отменить жесткие карательные санкции в отношении тех СМИ, которые допускают отступления от требований закона. Ведь теперь газета в течение года может быть закрыта по инициативе местного прокурора, если он вынесет не менее двух предупреждений либо учредителю, либо редакции.

Источник: dw-world.de