Завершился I Московский фестиваль вольных издателей


Успех фестиваля "boo. буквы, звуки, цацки" удивил и организаторов, и участников, и гостей Галереи на Солянке. Сами издатели честно признавались: "Мы думали, тут будет пустынно, придется сидеть и смотреть друг на друга". Но уже в первый день, 21 августа, многие распродали все, что заготовили.

Фестиваль, как и обещали организаторы, совместил буквы, книги, цацки и синтетические проекты, которым сложно подобрать название. Например, свой стенд-натюрморт с учебником природоведения и пластиковыми солдатиками представило ностальгическое интернет-сообщество "76-82". Поэты шептали и восклицали, картины занимали все не закрытые стендами и полками стены, а в углу под табличкой "Книги даром" бесконечно ротировались добровольные пожертвования гостей. Новый владелец нашелся даже для книги "Идеальные брови за пять минут в день", вот только пара иронических детективов, кажется, так и не обрела почитателей.

Одна из причин наплыва посетителей - необыкновенно удачно выбранное время. По словам организатора Чеслава (издательство "Чебуки"), фестиваль задумали, спланировали и устроили всего за два месяца. Любители чтения соскучились за лето без свежих книг и культурных мероприятий, вернулись в город и тут же попались малым издателям. Так boo-fest удалось обогнать ММКВЯ с ее огромным ассортиментом и высокими ценами.

Другая причина - грамотно проведенная и практически беззатратная рекламная кампания. Будущие гости сами запустили "сарафанное радио" ссылок и объявлений. Результат - не просто толпа ленивых прохожих, но толпа максимально активная, таргетированная. Посетители выныривали из подвалов Солянки вдохнуть воздуха и снова сбегали по ступеням: купить полную подшивку "Реальности фантастики" или альманаха "Конец эпохи", запастись на ближайшие праздники ерническими обложками от "Антибуков", стильными канцтоварами "Студии Лебедева", резными, расписными и еще какими угодно закладками и блокнотиками, наконец, просто похлопать по плечу неожиданно встреченных знакомых и завершить день пирожком и чаем под лестницей.

Наплыв публики - причина и главных упущений фестиваля. Первое из них - ужасная духота. Подвал (абсолютно честно названный "катакомбами") не был готов к такому наплыву зрителей, и заодно с радостями культуры читатели приобщились еще и к эффекту сауны. Другая проблема - размещение интерактивных проектов. Особенно тяжело пришлось тем издателям, чьи стенды оказались в одном зале с выступающими музыкантами и чтецами. Только очень целеустремленный любитель авторской песни добирался до лотков старейшего питерского музыкального магазина "Невский, 32", протискиваясь в толпе слушателей очередного поэта.

К счастью для boo-fest, энтузиазм его гостей отвечал личной заинтересованности издателей. В отличие от крупных выставок на стенды встали сами редакторы, издатели, а порой и собственники компаний, люди, болеющие за каждую свою книгу или фенечку. Так что даже удивительно, как им удалось оторваться от любимых детищ, чтобы собраться за условным круглым столом для обсуждения проекта Гильдии вольных издательств.

Игорь Белый (издательство Memories), Чеслав и остальные инициаторы вышли к коллегам-издателям с сильным козырем в руках - явно удачно проведенным фестивалем. Попытки объединиться издателями-маргиналами делались и раньше. Кому-то мешала внутренняя конкуренция, кому-то - непрозрачность бухгалтерии, кому-то - нерешительность. Гильдийцы уверены, что смогут все перечисленное преодолеть. У них есть и второй козырь - уже найденное помещение для общего склада, офиса и клуба гильдии. В пространстве под емким названием "Место" планируется продавать новинки, проводить презентации, выставки, мастер-классы, в общем, устроить тот же boo-fest, только растянутый во времени. Уже наняты несколько профессионалов, готовых заняться бухгалтерией, маркетингом и другими задачами, которые издателям не удается решить поодиночке. В планах сотрудничать с региональными издателями. На фестиваль уже приехали, например, петербуржцы ("Лимбус Пресс") и рижане (русскоязычное издательство фантастики "Снежный ком").

Ясно, что примкнут к гильдии не все. Некоторые участники остались при радикальном мнении, что издатель и книгопродавец - это антиподы, едва ли не враги, а гильдия обещает стать именно торговцем, пусть и креативным. Другие выжидают, пока им покажут, какую именно юридическую форму примет гильдия, каким будет размер вступительного взноса. И как в конце концов четко определить: кто такой "малый издатель", каким должен быть его прайс и формат. Все это станет темой обсуждения в личной переписке перезнакомившихся издателей и в специально созданном интернет-сообществе гильдии.

Наконец, для некоторых участников цели гильдии недостаточно масштабны. Ну подумаешь, провести фестиваль, открыть магазин, собрать склад, занять место в проекте "Читающий Арбат". Другое дело - захватить Галактику. Именно этим оптимистичным пожеланием завершился "круглый стол", собравший около 40 издателей вместо ожидавшихся 20 и проведенный за полтора часа вместо запланированных четырех. Выходит, малых издателей больше и они решительнее, чем кажутся.

Источник: Время новостей