Культурный ренессанс. Тираж - 500 экз. Гильдия вольных издателей - очередная утопия или новый путь?


Малотиражные издательства решили объединиться во имя книги. Начав единение фестивалем "Boo. буквы, звуки, цацки", Гильдия вольных издателей декларировала новое явление нашей культуры: малотиражную книгу можно и нужно издавать прибыльно и сообща.

С первой задачей - "Бу!фестом" - справились на ура: с 21 по 23 августа под белые своды Галереи на Солянке непрерывным потоком просачивались любители тихих и бесценных книг издательства "Водолей" (на столах - лишь поэзия: "Малый серебряный век", "Классики поэтического перевода", "Семь веков английской поэзии", "Серебряный век. Паралипоменон"), книг очень маленьких и очень больших, книг детских и слишком взрослых, книг издательства "Арго-риск" и его же журнала "Воздух" - книг всех мастей и калибров. Книги уносили ящиками. Девочки и, полусмущенно, некоторые мужчины млели около цацек - всевозможных авторских украшений, обложечек, брелочков, блокнотиков. Пришедших учили вырезать из бумаги открытки, правильно говорить, пели им песни; участники "Бу!феста", погруженные в очередное поэтическое чтение, могли при этом невольно подслушивать поэта Дмитрия Кузьмина, рассказывающего своему другу о том, чем хорош Геннадий Айги. В тесноте, да не в обиде. Фестиваль удался.

Но, не в обиду фестивалю, сложнее, интереснее и оттого полемичнее вторая, большая задача "Бу!феста" - собрать воедино издателей малотиражных книг. В ней есть книголюбская боль, скорбь и какая-то робкая безнадежность. Гильдия вольных издателей... "Торговый разряд, степень купечества" - говорит Даль. Вольного купечества - поправляют "бу!фестовцы". Дань прошлому об руку с современной действительностью - о том, что недюжинное книгоиздание может жить не только барышами. Что единственный не прощаемый современным обществом грех - бедность - можно преодолеть, противопоставив ему не только духовные богатства, но и вынутые из-под полы интеллектуальные и организационные ресурсы.

"Став издателем-любителем, я прошел весь стандартный путь развития - от первого тиража до сайта - и уперся в известную стенку. Выше одной головы не прыгнешь, пути распространения книг все выбраны, аудитория закончилась. Я стал искать похожих издателей, вольных, раздумывать о некоем объединении себе подобных - и в процессе этих раздумий как раз и познакомился с Чеславом. Компромиссов искать не пришлось - мы сразу поняли, что совместный разум намного лучше", - говорит Игорь Белый, один из идеологов создания гильдии. "Без содружества и сотворчества ничего бы не было", - вторит ему, говоря о "Бу!фесте", его партнер Чеслав. Их встреча произошла в мае этого года, и уже тогда оформилась идея гильдии - некоммерческой организации, которая будет решать проблемы малотиражных издательств, в частности, "заниматься распространением и продвижением книг малых издателей, координировать их деятельность, помогать ресурсами, советами и просто добрым словом".

Консолидированности, единодушия, а порой и здравого смысла интеллигентскому сообществу не хватает - истина столь же бесспорная, как и позор выселения журнала "Искусство кино". То, что в пресловутых цивилизованных странах давно оформилось в trade unions всех мастей, дружно решающих проблемы разделения рынка, профессиональной этики и взаимоподдержки, то, к чему ковыляют наши колченогие профсоюзы, - для нас до сих пор остается мечтой о розовых слониках.

Навстречу светлому будущему

Нельзя сказать, чтобы попытка вольных издателей была первой. Пристроить малых и незащищенных время от времени пытаются. Разумеется, не волки коммерции, привыкшие к более прибыльному пропитанию. Инициатива может исходить от государства: так, на заре двухтысячных существовал проект "Российская книга", по которому планировалось создать сеть государственных книжных лавок, пристроивших бы и малотиражную, и малодоходную продукцию. "Из советской книжной системы исключить идеологическую составляющую и сохранить рынок", - резюмировал тогда Анатолий Лысенко.

Успешной попыткой можно назвать книготорговую компанию "Берроунз", компенсирующую ошибки малых издателей в бизнес-планировании. Но до них добраться могут далеко не все.

Так что по мудрому народному закону о спасении утопающего самоорганизацией стремится заниматься в первую очередь он сам. Игорь Белый вспоминает: "Я шел по довольно накатанному пути. В 1994 году подобным образом была создана творческая ассоциация "32 августа" - союз авторов песен, в котором я тоже был одним из "отцов-основателей". В какой-то момент, чем бы ты ни занимался, приходишь к выводу, что дошел до максимально возможной точки как отдельно взятая единица, и чтобы перейти на новый уровень, нужно просто оглядеться вокруг в поисках таких же, как ты".

В конце концов вовсе не обязательно быть творческим книголюбом. Так в начале 2009-го самым разнообразным маленьким издательствам технологической литературы некие маркетологи предлагали создать некий консорциум малотиражников как первую антикризисную меру. Бизнес-идея лежит на поверхности. Предполагалось, что объединяемых вместе держит "сознание выгоды от собственной работы". Прозаично, но что поделать - технари.
В сумме как раз вырисовывается почва для создания утопии. У государства до таких мелочей, как малотиражка, руки не доходят, что ощутила на себе "Российская книга". "Берроунз" всех малых книжников собрать не сможет и бесплатно это делать не будет. Но имеющиеся немногочисленные попытки объединения малотиражных книгоиздательств успехом так и не увенчались. Почему?

Драгоценная пыль

Бессмертен образ хрупкой пыльцы на крыльях бабочки. Тронешь - и перед тобой уже невзрачная гусеница, а на пальцах - цветная пыль...

Как ни странно, первый вопрос, возникающий при мысли о Гильдии вольных издателей: "А нужно ли объединяться?" Вопрос парадоксальный, но закономерный. Особенно после запинки в произнесении слов "маркетинговый центр Гильдии вольных издателей". Определение вовсе не случайно появившееся, оно говорит о том, что малую книгу нужно продвигать. Делать прибыльной. Распродать весь тираж. А дальше?

Количество читателей малой книги априори будет ограниченным. Редкая, малая книга даже сокрушительной художественной силы вряд ли станет поводом для разговора в маршрутке - таково, простите за штамп, выражение элитарной природы культуры. Можно увеличить число читателей еще на несколько сотен, а можно изменить саму книгу, сделать из нее рыночный проект - но тогда она, как схваченная за крылья бабочка, перестанет существовать. Культурное возрождение держится не на тиражированности, а на штучной работе. Нужно замечательно делать, издавать - и все приложится. Хорошим продвижением уже обклеены стены вагонов метро.

На круглом столе, где издатели обсуждали вечные русские вопросы во главе с самым главным - "что делать?", прозвучало сходное опасение. Что малая книга - как раз тот случай, когда пространство денег антагонистично пространству идей. Что идея гильдии перерастет в рядовую торговую сеть.

Другое опасение, куда более жестокое, невольно выразила журналист Елизавета Пономарева, говоря об уже найденном помещении для гильдии, где "планируется продавать новинки, проводить презентации, выставки, мастер-классы, в общем, устроить тот же boo-fest, только растянутый во времени. Как хотите, но работа маркетингового центра, превращенная в растянутый во времени фестиваль, - в России перспектива возможная, но недобрая. Так что желать ее издателям не стоит...

P.S. В идее создания гильдии много ценного, наболевшего, пережитого. "Рассказать читателю, что есть "такая книга", помочь региональным издателям... Добрые слова и грустные умные глаза издателей - во всем этом правда, которую жизнь так любит выворачивать на свой лад.

В приближении к реальности у гильдии два пути. Стать очередным местечковым проектом, малым фестивалем, с известной периодичностью открывающим свою творческую Шамбалу и сметающую пыль с патефона и пластинок "А у нас в квартире газ" или "Давайте жить дружно". Либо открыть дверь к новому явлению в нашей культуре и - кто знает? - может быть, стать заревом культурного Ренессанса.

Ставим на второе?
 
Источник: Новая газета