О тенденциях в сегменте дистрибуции прессы в супермаркетах

В сегменте дистрибуции прессы в сети супермаркетов в последнее время отмечается ряд новых тенденций.
 
      Еще недавно торговые сети активно развивались –  увеличивалось их количество, торговые площади и расширялся ассортимент товаров, но кризис внес свои коррективы. Главный фактор, повлиявший на изменение рынка – сократившиеся доходы населения, а вместе с ними и потребительский спрос. Покупательская активность с начала этого года снижается практически по всем категориям товаров. Это характеризуется уменьшением частоты самих визитов в магазины и уменьшением стоимости покупок. В первую очередь наблюдается снижение количества спонтанных незапланированных покупок - т.н. товаров импульсного спроса, к которым относятся и периодические издания.

      Реализация тиражей в сетях супермаркетов снизилась на 10-12% в количественном выражении. Динамика продаж изданий на 1 торговый объект во всех сетях отрицательная. В связи с увеличением цен на издания, произошедшим в этом году, в части реализационного дохода наблюдается рост относительно 2008 г. в среднем на 15-20%. Наряду с этим рекламные доходы дистрибьюторов по сравнению с 2008 г. уменьшились в среднем на 25%. Совокупные темпы падения выручки дистрибьюторов составляют 5-7% относительно 2008 г.

Основные тенденции сегмента распространения в супермаркетах:
?    сокращение ассортимента прессы, представленного в сетях;
?    увеличение размеров бонусов;
?    отсрочка платежей по инициативе ритейла, увеличение задолженности сетей перед дистрибьюторами;
?    увеличение сроков оплаты за реализованный товар, отсрочка платежей по отдельным сетям достигла 120 дней;
?    банкротство отдельных сетей, закрытие нерентабельных объектов.

      Кроме того, ужесточение конкуренции между торговыми сетями, которым приходится активно бороться за покупателя, приводят к тому, что в последние месяцы сети отказываются даже от экономически обоснованного повышения цен, что приводит к снижению и без того невысокой рентабельности дистрибьюторского бизнеса.

      Таким образом, дистрибуция прессы в сети супермаркетов из самых динамично развивающихся сегментов распространения  превратилась в один из самых рискованных. На данный момент развитие сегмента связано с большими финансовыми  рисками (неплатежи сетей, их неустойчивое финансовое положение, угроза банкротства, снижение маркетингового и рекламного дохода, резкое падение рентабельности).

      Негативные последствия ощутили на себе все участники рынка, многие постепенно сворачивают свою деятельность, отказываются от обслуживания нерентабельных объектов.
Так, к примеру, «Топ-Книга» ещё в начале года приняла решение об  отказе развивать дистрибуцию периодической печатной продукции, хотя ещё недавно возлагала большие надежды на этот сегмент и активно пыталась занять серьёзную долю на нём.

      По мнению экспертов, в условиях сокращения сегмента дистрибуции прессы некоторые операторы рынка пытаются удержать свои позиции и увеличить долю методами недобросовестной конкуренции. С целью вытеснения конкурентов некоторые операторы рынка предлагают сетям магазинов самообслуживания условия, при которых дистрибуция  заведомо не может быть рентабельной, а получать прибыль, соответственно, планируется за счёт издателей, а не за счёт реализованной продукции.

      Все последние годы стоимость распространения периодики в сетях супермаркетов росла в связи с ростом требований сетей к поставщикам и увеличением всевозможных выплат. В итоге планка вхождения в сети стала непомерно высокой, т.к. основной упор в деятельности был сделан на сбор маркетинговых денег с издательских домов. В связи с кризисом, в условиях резкого сокращения рекламного рынка, очевидным стало, что производство периодических изданий, а также их распространение должно быть устойчиво рентабельным и первоочередной задачей для всех участников рынка - и издателей, и распространителей - стало получение доходов от продаж.

      Сегмент дистрибуции прессы находится в данный момент в крайне сложном положении. В связи с прямой зависимостью от деятельности сетей и их возрастающих требований к поставщикам, назрела необходимость совместных действий дистрибуторов и издателей.


Экспертная группа АРПП