Финансовые потрясения заставили исчезнуть несколько местных газет и... открыли дорогу новым проектам
Почти год прошел с начала мирового экономического кризиса. В первых рядах наибо/iee пострадавших отраслей наряду со строителями и металлургами оказались и печатные СМИ: многие федеральные издания сократили тиражи и объемы, часть просто закрылась. В нашем городе прессу также изрядно потрепало. В оценке рязанского рынка печатных СМИ нам поможет наш эксперт, не понаслышке знакомый с рязанскими изданиями и много лет проработавший в одной из организаций-распространителей прессы. По вполне понятным i причинам он захотел в ходе интервью сохранить свою анонимность, поэтому мы будем называть его Владимир Иванович.
Пациент скорее мертв...
- Первыми в числе "мертвых пациентов" оказались рязанские глянцевые "игрушки" под названиями "Рязань-Сити" и, собственно, "Глянец". Почему игрушки? Да потому, что идея была явно убыточна изначально: создать на рязанской почве глянцевый журнал с хорошим контентом - затея слишком дорогостоящая, а продажи тиража минимальны. Даже такой качественный, известный и раскрученный журнал, как "Афиша", продается в Рязани в количестве, по нашим данным, нескольких десятков экземпляров! Понятно, что при одной только себестоимости печати экземпляра такого журнала в 40-50 рублей при тираже не меньше нескольких тысяч, требуются изрядные ежемесячные финансовые вливания. Вот и скончался рязанский глянец в числе первых, и воскрешения скоро ждать не приходится - по крайней мере, пока нефть не станет снова стоить больше 100 баксов.
Пациент скорее жив, но плохо пахнет...
- Есть ряд изданий, нашедших своего читателя, который будет покупать любимую газету, несмотря ни на какой кризис. В основном это "толстые" газеты с неагрессивным, аполитичным содержимым, позиционирующиеся для семейного чтения. К их числу в Рязани можно отнести "КП-"Толстушку", "АиФ" и "Мещерскую сторону", заявленные тиражи которых (25050, 13206 и 29800 соответственно) практически не изменились за "кризисный" год, что говорит об устойчивости и "привязанности" читательской аудитории.
- Владимир Иванович, можно ли верить этим цифрам? Часто ли газеты завышают свои тиражи в выходных данных?
- Завышают, и очень часто. Проверить-то практически невозможно. Но насчет этих трех изданий, я бы сказал, что цифры, в общем, соответствуют действительности. Ведь есть закон о СМИ, и он требует указывать тираж в выходных данных, так что какие-то цифры должны быть. А вот насколько они соответствуют действительности - это сейчас только вопрос совести издателя.
- А как же такая организация, как "Национальная тиражная служба" (НТС)?
- Да, они проводят аудит по документам. И цифрам тиража с их логотипом в целом доверия больше. Но поймите, никто не сможет стоять в типографии и считать каждый тираж.
Пока мы разговариваем и рассматриваем образцы газет, комнату наполняет резкий запах не то растворителя, не то скипидара... Оказывается, запах исходит только от двух газет: это "АиФ" и "Мещерская сторона". Открываем скорее окно...
- Отчего такой запах?
- А вы посмотрите - обе газеты отпечатаны в одной типографии во Владимире. Значит, там ради экономии используют российскую краску, сделанную на Торжокском заводе. Она действительно так пахнет.
- Это вредно?
- Ну, умереть - не умрете, но класть такую газету на стол за завтраком или давать детям я бы не советовал. Насколько я знаю, все рязанские типографии отказались от использования этой краски, потому что в цехе невозможно было находиться - у людей начинались головные боли и тошнота.
Застряли в Рязани
В 2008 году многие рязанцы с удивлением разглядывали свои портреты, напечатанные в газете под названием "Родной город". Тогда это был новый проект, авторы которого не скрывали амбиций: говорилось, что пришел крупный иностранный инвестор, тратит много денет, и через год тираж будет 100 000.
- Владимир Иванович, что же происходит с этой газетой сейчас?
- Никаких ста тысяч там не получилось. Инвестор был вдохновлен примером тульской газеты "Слобода", калькой с которого стал "Родной город". "Слобода" действительно стотысячная, но она была создана еще в 90-е и получила свою долю тульского рынка СМИ изначально. У нас такой газетой могла бы стать (и была близкой к этому) "Вечерняя Рязань", но - не получилось. А сейчас "пришельцам" пришлось, буквально устилая путь деньгами, "отгрызать" рынок у популярных и привычных рязанцам федеральных "Мещерки", "КП" и "АиФ".
А для этого мало напечатать фото случайных прохожих. Это срабатывает вначале и лишь один раз. Дальше нужен читабельный контент, а с этим возникли проблемы. Им трудно конкурировать с филиалами федеральных изданий: все-таки там, в отличие от Рязани, редакции очень квалифицированные. Одно дело взять за основу федеральные полосы и добавить немного рязанских материалов - это можно сделать хорошо, и совсем другое - "набить" полностью толстую газету качественным рязанским содержимым.
Сейчас огромные деньги уже потрачены, а тираж (33000), заявленный в выходных данных, до запланированного и близко не дошел. Кстати, на сайте НТС значатся другие цифры - 34500, а в реальности, я считаю, тираж еще меньше. Не так давно там были значительные кадровые изменения, так что посмотрим, что будет дальше.
Очередная реинкарнация
Еще одно серьезное изменение произошло в этом году с "Московским комсомольцем". У "МК в Рязани" в очередной раз сменился издатель. После того, как три месяца, с января по март, газета в Рязани вообще не выходила, она оказалась под крылом издательства "Полином-СМИ", а в мае ее главным редактором стал Олег Пономарев, ранее руководивший газетой "Рязанская семерка" и рязанским выпуском журнала "За рулем". По сравнению с прежним "МК в Рязани" от А. Г. Ковалева направленность издания сильно изменилась, однако главный вектор пока не очень понятен. На наш вопрос о том, как будет развиваться издание, Олег Пономарев ответил: "Второго сентября в "МК" выйдет редакционная статья, в которой мы подробно расскажем о наших планах на будущее, читайте. А пока - без комментариев".
Бесплатно -необязательно плохо
На рынке рекламных изданий произошли наибольшие потрясения. Самое значительное - прекратила выход бесплатная газета "Ва-Банк", существовавшая в Рязани с 90-х годов. Однако ее доля рынка недолго оставалась ничейной. На ее месте тут же появилась газета "Твое ТВ" - совместное детище телекомпании "Гарант-Антенна" и все того же "Полинома-СМИ". Туда же перетекла и часть кадров "Ва-Банка". Таким образом, "Твое ТВ" стала главным конкурентом второй оставшейся бесплатной высокотиражной рекламной газеты - "Экстра-Шанс".
- Как вы оцениваете положение дел на рынке бесплатных рекламных газет?
- "Экстра-Шанс" существует давно и имеет устоявшуюся систему распространения и базу рекламодателей. Несомненно, это их сильная сторона. Однако "Твое ТВ" по заявленному тиражу постепенно их догоняет. Начав с 30 тысяч, сейчас они добрались до 70-ти, и очевидно скоро догонят "ЭШ" с их заявленными 125-ю. К тому же у них есть и другой сильный ход - бесплатная и довольно объемная ТВ-программа, если не ошибаюсь, на 30-40 каналов, которой нет у прямых конкурентов. Еще одно очевидное преимущество "Твоего ТВ" - гибкость. Наличие типографии под боком дает возможность добавлять или убирать рекламные модули и целые полосы практически в день выхода.
- Вы считаете, указаны реальные тиражи?
- 70 000 экземпляров у "Твое ТВ" похожи на правду. Они не заявляют пока, что охватывают все почтовые ящики, но зато активно оккупируют супермаркеты - "Сороку", "Дикси" и т.п. А вот 125 000 "ЭШ" выглядят несколько завышенными. Тем более странно, что, несмотря на кризис и некоторое падение тиражей у всех без исключения изданий, эта красивая цифра у них нисколько не изменилась. Еще в начале 2000-х проводились исследования на тему, сколько есть почтовых ящиков в Рязани, куда можно разносить подобные газеты. Тогда была получена цифра в районе 55-60 тысяч адресов. Конечно, с тех пор построено много, но в два раза количество адресатов явно не увеличилось. Я бы оценил реальный объем разноса таких газет цифрой тысяч в восемьдесят.
Кроме того, положение старого зубра "ЭШ" осложняется еще и тем, что холдинг "Медиа 3", частью которого они являются, распродает сейчас по причине убыточности свои медиа-активы, в том числе сети распространения и типографию. Так что их статус под вопросом, и, насколько мне известно, они избегают заключать договоры на размещение рекламы более чем на один месяц.
А вот еще один абсолютно новый и доселе невиданный в Рязани проект бесплатного рекламно-справочного издания существует вполне успешно уже второй год (вы можете найти его и в нашей газете. - Т.С). Это "Tip-Рязань", афиша нашего города, принадлежащая "Полиному-СМИ". Начав всего с десятка стоек, сейчас она присутствует практически во всех развлекательных заведениях города, солидных барах и ресторанах. Заявленный тираж - 15000 - выглядит убедительно. Из всей бесплатной рекламной "макулатуры" этот проект лично мне наиболее симпатичен - его не суют в мой почтовый ящик, а при необходимости спланировать досуг очень удобно, потому что все адреса и телефоны собраны в одном месте.
Источник: Новая газета