"Эксперту" нашли руку помощи. Найти нового инвестора в лице банка "Глобэкс" главе холдинга Валерию Фадееву помогли общественная деятельность и связи в администрации президента


После нескольких месяцев поисков медиахолдинг "Эксперт" нашел источник финансирования. Банк "Глобэкс", который с октября 2008 года находится под санацией "Внешэкономбанка", приобрел 19,8% уставного капитала холдинга. Для этого была проведена допэмиссия акций. Проблема заключалась в том, что "Эксперт" хотел много денег, но предлагал за них слишком мало: ни контроля, ни планов реструктуризации бизнеса, а лишь передачу пакета акций с обязательством последующего выкупа с выплатой процентов.

Но у холдинга есть свои способы решения таких проблем. Искать инвестора "Эксперту" помогали в администрации президента, уверены его конкуренты. В самой администрации подтверждают лишь, что у издательского дома и его руководства особые отношения с Кремлем.

Генеральный директор и совладелец холдинга Валерий Фадеев прямое участие в судьбе его холдинга кремлевских доброжелателей не подтверждает, но признает: чтобы найти партнера, ему пришлось использовать свое общественное влияние.

ДОРОГАЯ ПЕРЕДАЧА

О том, что "Эксперт" ищет источники для финансирования, - в первую очередь, самого дорогого своего проекта "Эксперт ТВ" - генеральный директор холдинга Валерий Фадеев заявлял еще в начале года. Телеканал стартовал 1 декабря прошлого года. Планировалось, что удовольствие обойдется медиахолдингу в $20 млн за 5 лет.

При этом понятно, что на уровень безубыточности в условиях кризиса канал выйдет еще нескоро (в сентябре 2008 года в компании планировали, что это произойдет через пять лет),даже зарекомендовавшие себя медиа сейчас вынуждены заново доказывать свой потенциал рекламодателям.
В журнале "Эксперт" связывают все беды именно с запуском канала и считают, что телевидение тянет холдинг на дно

В холдинге есть еще несколько проектов, не приносящих прибыль, - журналы D', "Русский репортер". Они не могут похвастаться ни большой аудиторией (15 800 человек и 188 500 человек соответственно), ни рекламными доходами: в августовском номере D' Slon.ru насчитал всего три полосы, в "Русском Репортере" от 3 сентября - четыре, даже обложки обоих журналов отданы под рекламу проектов ИД "Эксперт".

По сути, единственными дойными коровами холдинга остаются рейтинговое агентство "Эксперт РА" и собственно журнал "Эксперт". Но даже журнал-локомотив издательского дома, судя по последним данным TNS, испытывает сейчас трудности: за последний год он потерял по России почти 20 000 читателей (аудитория одного номера в декабре 2008 - апреле 2009 составляла 350 800 человек - против 369 000 человек в тот же период прошлого года).
По мнению участников рынка, объемы рекламы в "Эксперте" сократились примерно на 50% (в номере от 7 сентября проданы три обложки и 13,5 полос).

Но сам по себе журнал "Эксперт" - один из лидеров на рынке деловых еженедельников - мог бы выжить, если бы не сервисы и проекты, которыми его "обвесили", считает коммерческий директор ИД "Коммерсант" Павел Филенков. По его оценкам, запуск D' и "Русского репортера" обошелся ИД в $3 - 5 млн каждый, еще около $1 млн нужно в год на их содержание. Гендиректора Фадеева такая оценка оскорбила: "за такие деньги только колхозную газету можно выпускать". В том, что касается журнала "Русский Репортер", Фадеев не лукавит.

НЕЛИКВИД

Slon.ru ознакомился с оценкой, данной предложению "Эксперта" консультантом одного из потенциальных покупателей.
Медиахолдинг, согласно документам, за 9 месяцев 2008 года имел чистый убыток в 72 млн рублей. В плюсе были сам журнал "Эксперт", рейтинговое агентство и интернет-проекты, а также приложение "Эксперт. Оборудование". EBITDA за год предварительно оценивалась в минус 282 млн руб (минус 22%). Такой тяжелый результат обеспечил не только и не столько запуск телеканала, сколько прожорливый "Русский Репортер", съевший более $6 млн, заработанных журналом "Эксперт".

Впрочем, очевидно, уже в этом году телевидение потребляет куда больше ресурсов, чем общественно-политический еженедельник. Да и без ТВ холдинг мог закончить прошлый год с прибылью.
Предложение "Эксперта" (судя по всему, стандартное) сводилось к передаче блокируюшего пакета 25% +1 акция за $20 млн, которые должны были пойти на финансирование телепроекта. При этом предусматривался обязательный обратный выкуп всего пакета нынешними акционерами "Эксперта" за сумму сделки плюс 20% за каждый год "проекта" - датой окончания должен был стать выход телевидения на текущую безубыточность через три года (вместо первоначально запланированных 5 лет).
У покупателя возникли закономерные вопросы. Во-первых, с учетом дисконта за неликвидность активов, холдинг был оценен всего в $25 - 33 млн.

Во-вторых, покупателя интересовало, что будет, если дело с телевидением не выгорит и медиахолдинг прикажет долго жить. Когда не имеешь рычагов управления своей собственностью, а дело происходит на нестабильном медиарынке, этот вопрос не кажется праздным. Так что покупатель предложил менее рискованный вариант, получил уклончивый ответ и откланялся.
А вот у "Глобэкса" лишних вопросов не возникло.

ЛИШНИЕ ЛЮДИ

Борьба руководства за свое телевизионное детище не прошла даром для прочих проектов холдинга.

В последние месяцы компанию покинули несколько топ-менеджеров и сотрудников среднего звена - задержки по выплатам заработной платы составляют, по словам уволенных, 2 месяца. Это при том, что в ноябре 2008 года всех сотрудников обязали переписать трудовые контракты, согласившись с 25%-ным снижением заработной платы.

За последние три месяца компанию покинули финансовый директор холдинга Олег Смирнов, исполнительный директор Владимир Морозов, директор по маркетингу медиахолдинга Мария Лаврентьева, генеральный продюсер "Эксперт-ТВ" Галина Порохня, директор по маркетингу "Эксперт-ТВ" Ирина Ковшова, директор интернет проектов холдинга Иван Давыдов, директор проекта журнала D' Ксения Чаплыгина, директор по подписке изданий медиахолдинга Ольга Костина, руководитель PR-службы холдинга Анна Пустовая.

По фактам нарушений трудового законодательства в отношении "Эксперта" возбуждено несколько административных дел. В начале года несколько сотрудников издания "Эксперт. Северо-Запад" написали заявления в прокуратуру по поводу невыплаты зарплат. В этой связи проверка выявила нарушения гендиректором Мариной Барановой требований действующего трудового законодательства. В конце апреля из питерского офиса компании уволился почти весь творческий коллектив. Тогда же по решению суда был восстановлен в должности руководителя аналитического центра журнала Александр Сологуб, уволенный ранее за несогласие с понижением собственной зарплаты в шесть раз. Суд постановил выплатить ему денежную компенсацию за вынужденный прогул, моральный ущерб и возместить судебные издержки - всего более 100 000 руб. В результате летом место гендиректора Марины Барановой занял Андрей Шамрай.

РУКА КРЕМЛЯ

Редкая медиакомпания в России не сталкивается сейчас с аналогичными проблемами. Кто-то закрывает проекты, кто-то точно так же сокращает зарплаты и увольняет несогласных.

Но далеко не каждая компания в таких обстоятельствах может рассчитывать на государственную помощь. Генеральный директор одного из крупнейших издательских домов уверен, что решение "спасти "Эксперт" принималось непосредственно в администрации президента.

На то есть лишь косвенные указания. Например, два источника в руководстве ВЭБа сказали Slon.ru, что не слышали подробностей о сделке "Глобэкса" с "Экспертом", - если бы их банк, как положено, занимался этим соглашением "дочки" и проблемного медиахолдинга, они должны были быть в курсе. То есть подготовка сделки, вероятно, шла с минимальным участием сотрудников ВЭБа. Комментарий руководства "Глобэкса" на сей счет получить не удалось. Пресс-служба банка отказалась от комментариев.

Все слухи основаны, прежде всего, на том, что Валерий Фадеев - давний и последовательный идеологический союзник "Кремля" и вполне официально исполняет кремлевские заказы.

Публично контракт с властью был оформлен осенью 2005 года, когда Фадеев стал инициатором создания дружественного "Единой России" дискуссионного клуба "4 ноября". Идеология клуба формулировалась как либеральный консерватизм, а по-человечески депутатам Госдумы и предпринимателям объясняли: Фадеев сделал клуб для нормальных людей, которые готовы сотрудничать с властью.

Мечта интеллектуала-государственника - стать "фабрикой идей" для первого лица в государстве - ни в случае с журналом "Эксперт", ни с фадеевским же "Институтом общественного проектирования", ни с клубом "4 января", пока не сбылась в полной мере. Хоть Фадеев и поддержал нацпроекты, которыми управлял нынешний президент Дмитрий Медведев, и в течение двух лет устраивал дискуссии вокруг них, на финише его обошел ИНСОР Игоря Юргенса.

Но у Фадеева есть и другие заказчики в Кремле: первый замглавы администрации президента Владислав Сурков продолжает поддерживать его и после выборов нового президента. Как утверждает источник в администрации, Фадеев и его структуры продолжают получать заказы от администрации. И в сложное время вполне могут рассчитывать на ее поддержку.
 
Источник: Slon.ru