Продажа лекарств в Польше растет каждый год, увеличивается количество людей, приобретающих лекарственные препараты без рецепта. Появление лекарственных средств в киосках прессы, магазинах, на заправочных станциях и даже в почтовых отделениях оказали определенное влияние на увеличение потребления безрецептурных лекарственных препаратов.
Сейчас потребители стали все чаще покупать лекарства за пределами аптек. В 2007 году поляки израсходовали на это 785 млн. злотых ($280 млн.). Таким образом, каждый поляк потратил на лекарственные средства в киосках и магазинчиках около 20 золотых ($7 долл.), что на 15% больше, чем в 2006 году.
Аналитики прогнозируют, что продажа безрецептурных препаратов будет расти. В период с апреля 2006 г. по март 2008 г. продажи вне аптек увеличились на 8% и составили 462.9 млн. злотых ($165 млн.) (по данным компании Nielsen). По результатам исследования TNS OBOP, каждый пятый поляк является покупателем препаратов без рецептов в свободной продаже.
Например, компания Kolporter, владеющая сетью более чем из 10 000 киосков и павильонов прессы на территории Польши, предлагает около 900 наименований газет и журналов, а также 3 000 позиций сопутствующей продукции. В 2004 году Kolporter получила статус фармацевтической оптовой базы. Широкий ассортимент реализуемых безрецептурных препаратов включает обезболивающие, противопростудные, жаропонижающие лекарства, витамины, пищевые добавки, презервативы, пластыри и бинты, а также средства от похмелья, против укачивания, для похудения и др.
Компания RUCH S.A., один из крупнейших розничных ритейлеров Польши, имеющая около 34 000 точек прессы с ассортиментом прессы более 3800 наименований, также распространяет товары массового спроса (FMCG). Их ассортимент насчитывает несколько тысяч наименований, в том числе и безрецептурные лекарственные средства. Дистрибуция осуществляется сетью более чем из 140 оптовых баз FMCG и 14 фармацевтических баз.
В мире самые крупные показатели продаж в группе безрецептурных лекарственных средств зарегистрированы в США - 37%, Европе - 25%, Японии - 16%. В других странах Центральной и Восточной Европы, таких как Чехия, Венгрия или Словакия, значение этого сектора неуклонно растет.
Польский рынок динамично развивается по американской модели, где все безрецептурные лекарства можно купить в магазинах, коммерческих сетях, путем посылочной торговли, продажи по почте и т.д. Год от года растет список лекарственных препаратов, доступных в массовой продаже и вместе с этим расширяются возможности увеличивать доходность киосков прессы за счет этой товарной группы.
Присутствие лекарств на внеаптечном рынке регламентируется Фармацевтическим законом, Кодексом фармацевтической маркетинговой этики для лечебных препаратов, доступных без рецептов, и письмом Министра здравоохранения, в котором содержится их список.
Новый Фармацевтический закон требует от оптовика наличия отдельных, соответственно оборудованных складов, стерильности помещения. Еще одним требованием является необходимость иметь в штате оптовой фирмы фармацевта.
С учетом вышеизложенного представляется, что успешная международная практика продажи безрецептурных лекарственных средств в киосках и павильонах прессы в России является давно назревшей проблемой и требует безотлагательного положительно решения.
В АРПП выражают надежду, что инициатива Министерства промышленности и торговли будет поддержана российскими законодателями.
Пресс-служба АРПП