Торговцы литературой разоряются не из-за кризиса


Продавцы книг утверждают, что легче других переживают экономическую нестабильность. Однако некоторые из них всерьез пострадали. Так, на днях арбитражный суд Москвы признал сеть "Букбери" банкротом, а сеть "Топ-книга" заложила почти 90% своего бизнеса Сбербанку, чтобы избежать финансовых претензий своего главного кредитора. Тем не менее участники рынка не видят в этом тенденцию и утверждают, что не оставят россиян без книг.

Прошлая неделя была богата на книжные события. Сначала акционеры компании "Топ-книга" одобрили договор залога со Сбербанком, в результате чего ему перешло почти 90% акций. И если "Топ-книге" удалось договориться с кредитором, то "Букбери" - нет. На прошлой же неделе Арбитражный суд Москвы признал сеть банкротом.

Операторы книжного рынка считают, что это разорение с кризисом лишь совпало, а вовсе не было его последствием. По их мнению, менеджмент просто не смог сделать магазины рентабельными. Как считает управляющий директор издательской группы "АСТ" Александр Альперович (развивает свою сеть магазинов "Буква"), основной причиной банкротства сети стали ошибки в управлении и стратегии развития компании. "Создавали компанию книжники, но затем туда пришел инвестор и привел менеджеров-финансистов, - добавляет Мария Ишкова, директор по общественным и корпоративным отношениям издательства "Эксмо" (совладелец сети "Новый книжный - Буквоед"). - В результате в компании не было людей, которые бы хорошо разбирались в продукте и могли предложить читателю возможность качественного выбора".

Участники рынка говорят, что начиналось все очень хорошо: сеть красивых современных магазинов в европейском формате, причем они были расположены в бойких местах. Однако площади использовались совсем нерационально, на 1 кв.м было явно в несколько раз меньше ассортимента, нежели у конкурентов. Были и проблемы с набором продаваемой литературы. "Такое впечатление, что они совершенно не рассчитывали соотношение оборота, получаемой прибыли и всех накладных расходов. Результат не заставил себя ожидать", - отметил директор по маркетингу издательства "Альпина Паблишерз" Александр Лиманский.
За покупателя книжным магазинам приходится бороться постоянно, а во время кризиса тем более. "Если по итогам IV квартала прошлого года доля магазинов, отметивших уменьшение количества покупателей по отношению к аналогичному периоду прошлого года, была 36%, то по итогам II квартала их стало уже 84%", - приводит данные исследования "Эксмо" Мария Ишкова.

В целом, как отмечает Александр Альперович из "АСТ", по сравнению с 2008 годом количество продаваемых книг снизилось в пределах 5-7%. По словам совладельца сети "Новый книжный - Буквоед" Дениса Котова, рост выручки возможен только за счет открытия новых точек продаж. Прежде всего снижение спроса затронуло дорогую литературу. Но, по данным "Эксмо", в марте-мае наблюдалось ухудшение спроса уже в диапазоне 100-300 рублей. "Снижение спроса отмечалось в первую очередь в сегменте художественной и деловой литературы", - рассказывает Мария Ишкова.

Тем не менее книжные ретейлеры не боятся кризиса и утверждают, что истории "Букбери" и "Топ-книги" тенденцией не являются. По мнению Александра Альперовича, если банкротства и последуют, то они будут не результатом объективно рыночных процессов, а ошибок в менеджменте конкретных компаний. Продавцы книг, наоборот, настроены расширять свое присутствие на рынке. По словам совладельца сети "Новый книжный - Буквоед" Дениса Котова, рост выручки в условиях стагнирующего рынка возможен только за счет географического расширения компаний и открытия новых точек продаж.
 
Источник: Известия