Цифровая эра пришла в мир книг. Судить об этом можно не столько по развитию электронных библиотек или портативных средств для чтения, сколько по резонансу вокруг проекта Google Books. В непростых отношениях Google с правообладателями участвуют американские и европейские издатели, мегакорпорации Microsoft и Amazon и даже министерство юстиции США.
Последний бастион
В цифровом настоящем у правообладателей очень хлопотная жизнь, полная испытаний и лишений. Многие материальные объекты, ранее исправно приносившие доход, обзавелись виртуальными двойниками, которые расходятся по миру без ведома владельца, причем совершенно бесплатно. Самая наглядная история - музыкальные компакт-диски и MP3-файлы: ни закрытие пиратских сайтов, ни показательные судебные процессы над особо невезучими пользователями интернета, которых застукали за скачиванием нелегального контента, популярности контрафактному обороту MP3-файлов не убавили.
Книгоиздательский бизнес еще недавно был более или менее защищен от этих напастей. Во-первых, электронная книга бумажной до сих пор не конкурент: даже на книжном рынке США, где продажи электронных изданий растут на 55% в год, объем этого сегмента только-только перевалил за $100 млн, в то время как общий объем американского книгоиздательского рынка превышает $20 млрд. Во-вторых, доходы мировой книжной индустрии, а значит, и возможные потери от действий пиратов, несравнимы с оборотами рекорд-лейблов или кинокомпаний. Вероятно, именно поэтому книгоиздатели закрывали глаза на то, что их бизнес-схемы хоть и работают, но явно устарели, а законы в области авторских прав, на которые они опираются, хоть и позволяют держать основную часть рынка под контролем, все больше вступают в противоречие с некоторыми актуальными особенностями распространения информации.
Лишь появление в книжной лавке настоящего тяжеловеса - американской компании Google с ее проектом оцифровки собраний национальных библиотек Старого и Нового Света - заставило авторов и книгоиздателей вступить в нешуточную борьбу за свой бизнес и свои доходы.
Сканируя страницы
Проект Google Book Search (GBS) впервые был представлен в октябре 2004 года на Франкфуртской книжной ярмарке - тогда он назывался Google Print. Благодаря ему пользователи интернета получали доступ к расширяющейся базе прекрасно отсканированных бумажных книг и брошюр (с декабря 2008-го - еще и журналов) - с поиском по содержанию и возможностью скачать полный вариант издания в PDF-формате в случае, если оно является общественным достоянием или срок авторского права для него истек. Публикации при действующих правообладателях фигурируют в GBS только небольшими частями, а чтобы исключить их несанкционированное копирование, создана система ограничений и иных мер безопасности - например, предусмотрен лимит просмотренных страниц для каждого отдельного пользователя и цифровые "водяные знаки" на отсканированных текстах.
Проект, названный главным инструментом демократизации знания, поначалу развивался не очень быстро: к марту 2007 года Google оцифровала миллион книг, потратив на это $5 млн (данные The New York Times). Однако всего через полтора года, в конце октября 2008-го, компания объявила о том, что посредством GBS доступны для поиска и чтения 7 млн книг, отсканированных как собственными силами, так и 20 тыс. издателей-партнеров программы. Миллион изданий в этой библиотеке - общественное достояние, еще миллион полностью доступны благодаря договоренностям с издателями; основная часть отсканированного - около 5 млн наименований - никогда не переиздавалась и отсутствует в свободной продаже. GBS дружит с крупнейшими "бумажными" библиотеками США (включая библиотеку Стэнфорда и Нью-йоркскую публичную) и потихоньку проникает в Европу и Азию.
Неудивительно, что такая прыть пришлась не слишком по душе многим книгоиздателям и правообладателям. Первые два иска к GBS в связи с нарушением авторских прав отправились в суд уже осенью 2005-го: один от американской Гильдии авторов, другой - от Ассоциации американских издателей. С обоими Google решила договориться вне суда: осенью прошлого года компания пообещала выплатить правообладателям оцифрованных книг $125 млн, покрыть их судебные издержки и создать независимый "Реестр прав на книги", который будет отправлять авторам и издателям часть доходов от продажи электронных копий книг и рекламы. Одновременно Google разработала типовое авторское соглашение, по которому правообладатели будут получать по $60 за разрешение отсканировать их книгу ($15 - за право на часть издания) и 63% выручки, если книга будет использована в коммерческих целях. Под этот проект компания выделила $45 млн.
Старый Свет против Нового
Внесудебное урегулирование Google, Гильдии авторов и Ассоциации издателей должно быть подтверждено в суде. Соответствующий запрос отправился в окружной суд Нью-Йорка. Заседание назначили на первые числа нынешнего октября. Однако за прошедший год это соглашение подверглось самой резкой критике и послужило поводом для новых исков по всему миру. На родине действиями компании очень недовольно Американское общество журналистов и авторов, не включенное в итоговое соглашение. Ряд экспертов разглядели в этой инициативе угрозу книгоиздательскому бизнесу - особенно после того, как на майской выставке BookExpo в Нью-Йорке Google заявила о готовности стать посредником между издателями и читателями при продаже цифровых версий новейших изданий. Конкуренты Google - Microsoft, Yahoo и Amazon - обвинили ее в недобросовестности и пригрозили судом, хотя, похоже, вовсе не потому, что радеют за правообладателей. Как считает специалист по авторскому праву Вадим Усков, глава юридической компании "Усков и партнеры", это больше похоже на желание крупных игроков средствами правосудия компенсировать неудачный старт в гонке за монополию на рынке электронных изданий. А что их действия грозят разрушить издательский бизнес как таковой, это вряд ли кого-то из них волнует.
Зато эта перспектива очень взволновала европейских правообладателей, поскольку, если злополучное соглашение подтвердят в нью-йоркском суде, считаться с ним придется всему миру. И тогда мировой издательский бизнес, который в отличие от музыкальной и киноиндустрии до сих пор не является областью безусловной гегемонии США, будет безжалостно переформатирован под американскую Google. Поэтому возражения против GBS зазвучали не только в прессе, но и из уст правительственных чиновников некоторых европейских стран. В судах начались слушания по иску французских авторов и издателей, поданному еще в июне 2006 года: авторское общество SGDL, ассоциация издателей SNE и издательский дом Seuil обвиняют Google в том, что та без разрешения оцифровала более 104 тыс. наименований книг. В Google предложили уладить конфликт, исключив из проекта книги, до сих пор продающиеся в Европе, но французы на мировую не идут. Они считают, что Google угрожает не только местному издательскому бизнесу, но и мешает реализации собственного европейского проекта электронной библиотеки Europeana. Французы полагают, что действия Google противоречат международным правовым конвенциям, многие из которых были инициированы в свое время США.
Скандал привлек к соглашению внимание министерства юстиции США. Для начала оно посоветовало нью-йоркскому суду отклонить внесудебное урегулирование и отправить дело на дальнейшую доработку, чтобы снять возникшие возражения. А затем министерство обратилось к Google и рекомендовало дополнительно поработать над защитой прав зарубежных авторов и издателей, а также предоставить доступ конкурентам к собранной Google коллекции книг.
Сегодня в центре истории с "нью-йоркским соглашением" Google, способным повлиять на судьбу книгоиздания во всем мире, оказался судья Денни Чин, который, весьма вероятно, на заседании 7 октября отправит стороны дорабатывать документ, но в будущем все равно вынужден принять по нему какое-то решение. Пока же Google пытается снизить накал эмоций вокруг GBS: например, гарантирует европейцам, что будет цифровать книги, изданные не менее чем 150 лет назад, а также запретит американцам доступ к европейской коллекции, вынуждая их пользоваться электронными библиотеками Старого Света.
ЧП районного масштаба
Для российских правообладателей из числа пишущих и издающих книги проблема с GBS, безусловно, интересна и важна прежде всего в связи с перспективами развития международных законов об авторском праве и новыми схемами издательского бизнеса в цифровом мире. По мнению главы фирмы Digital Distribution Center Сергея Зятицкого, единственным правильным выходом из сложившейся ситуации для Google должна стать полноценная покупка прав на публикацию у их владельцев, а не 60-долларовые типовые отмазки. Следующим шагом должна стать новая схема продажи электронных изданий, которая в равной степени будет учитывать интересы авторов, издателей и покупателей - особенно в области ценообразования. Как уверен Сергей, если все участники процесса не сумеют договориться сейчас, книжный рынок может повторить судьбу музыкального, и тогда издатели с авторами будут терпеть возрастающие убытки на фоне расцвета пиратства.
Скандалы вокруг Google Books едва не заслонили одно из главных событий лета на отечественном рынке электронных изданий: примирение главной пиратской русскоязычной библиотеки "Либрусек" (lib.rus.ec) и главного официального продавца цифровых копий книг "Литрес" (litres.ru) на весьма странных с точки зрения действующего законодательства условиях. Теперь книжные новинки, продающиеся на "Литресе", будут блокироваться для скачивания на "Либрусеке" в течение месяца. По истечении 30 дней произведения можно будет скачивать без всякой платы в излюбленном формате эквадорской библиотеки - FB2. По мнению Ильи Ларина, основателя "Либрусека", подобное соглашение, а также появление на его сайте рекламы, доходы от которой пойдут правообладателям, никак не противоречит его "пиратским манифестам" и уверенности, что современное российское законодательство в области книжного авторского права безнадежно устарело, а значит, может быть проигнорировано. Алексей Кузьмин, владеющий "Литресом", считает соглашение с "Либрусеком" своей маленькой победой в борьбе с мировым пиратством и первым шагом к превращению эквадорского ресурса из пиратского в цивилизованный. Российские книгоиздатели и правообладатели, например гиганты АСТ и "Эксмо", считают, что это соглашение удовлетворяет желание г-на Кузьмина снимать хоть какие-то сливки с продажи новинок, но является саботажем в отношении прочих участников рынка, вынужденных поодиночке бороться с пиратами, в том числе не вполне законными и этически чистыми методами (например, организовывать DDoS-атаки на серверы "Либрусека"). Вполне вероятно, что договоренности, которые могут быть достигнуты между Google, издателями и авторами, станут юридическим основанием (или хотя бы образцом) для исправления ситуации с электронными книгами и в России. Более того, некоторые эксперты уверены в том, что при правильном подходе в долгосрочной перспективе не останется ни пиратов, лишающих авторов и издателей законного заработка, ни неадекватных правообладателей, желающих получать за электронную публикацию принадлежащих им произведений несуразно большие деньги.
Источник: Коммерсантъ-Деньги