Крупнейшие издатели отмечают заметное падение спроса на периодику во время экономической смуты. Однако, несмотря на кризис, существенный источник дохода издателей - продажи по подписке - в I полугодии 2009 года показал рост. Вторая половина года для сегмента подписки обещает быть еще лучше: свой вклад сделают штабы кандидатов в президенты.
Дешевле не читать
Экономический кризис не прошел незамеченным для издателей периодической прессы. "В 2009 году потребитель стал тратиться на прессу меньше, чем в прошлом году. Это, прежде всего, связано с ростом цен на периодику, а также увеличением числа так называемых "собиралок" или коллекционных изданий. По оценкам операторов рынка дистрибуции прессы, наблюдается падение потребительского спроса в пределах 10%", - говорит директор по развитию бизнеса ИД "Эдипресс Украина" Наталья Загороднова.
"Продажи сократились примерно на 30% в наиболее уязвимых сегментах - автомобильных изданиях; b2c изданиях о недвижимости, строительстве, интерьере; изданиях об услугах развлечений и туризме; "народном гламуре": женских неспециализированных изданиях для среднего и ниже среднего класса", - говорит директор отдела сбыта ИД УМХАлександр Ратнер.
При этом снижение покупательской способности у читателей по-разному отразился на подписном сегменте. "По сравнению с первым полугодием прошлого года, общий объем подписки нашего ИД практически не изменился", - говорит директор "Эдипресс Украина" Инна Рык. У УМХ несмотря на снижение количества продаваемых по подписке экземпляров, объем совокупных продажи в гривне не изменился. "В экземплярах январь 2009 года меньше января 2008 года на 9%. В деньгах - примерно на уровне прошлого года", - говорит господин Ратнер. "Подписные тиражи на наши издания в первом полугодии не только не упали, а наоборот, на ряд изданий даже выросли. К примеру, существенно выросла подписка на неизменно популярный журнал Burda, на наши флагманы-еженедельники "Лиза" и "Автомир"", - говорит руководитель сектора маркетинга ИД "Бурда-Украина" Оксана Тукалевская.
Общие показатели продаж украинских издателей по подписке в I полугодии 2009 года показали рост. "На первое полугодие 2008 года разовый тираж по подписке составлял более 17,7 млн. В 2009, за аналогичный период, эта цифра составила более 18,2 млн. экземпляров", - сказал в интервью "МедиаБизнесу" руководитель комитета УАИПП по информационному полю отрасли Сергей Чернявский.
Подписался - сэкономил
Относительная стабильность спроса на подписку, по сравнению с розничными продажами, объясняется более привлекательной ценой для читателя. "Стоимость издания по подписке часто дешевле розничной цены на 10-20%", - говорит госпожа Рык. Впрочем цены на подписку не стоят на месте. В этом году средняя стоимость подписки на издания "Эдипресс-Украина" по сравнению с 2008 годом, увеличилась на 27%, что по словам Инны Рык, в основном произошло из-за повышения тарифов "Укрпочты" и подорожания топлива.
По тем же причинам заметно повысится цена на подписку 2010 года у УМХ. "При формировании цен на 2009 год мы были вынуждены заложить подорожание услуг почты примерно на 30%. При формировании цен на 2010 год - еще на 30-40%. На второе полугодие этого года увеличивали подписную цену только на отдельные позиции, где цена из-за роста производственных издержек оказалась критически низкой", - говорит господин Ратнер.
Отметим, что у ведущих "глянцевых издателей" доходы от подписки в общем пироге доходов играют заметную роль. "Доля подписки в "пироге" доходов нашего ИД составляет до 30%, - говорит Тукалевская. - К примеру, у журнала "Люблю готовить" свыше 400 тыс подписчиков. При подписной цене на 2010 год 13,5 грн. можно посчитать, сколько получит наше издательство. Всего же нашем портфеле свыше 32 изданий". В общем пироге доходов ИД "Эдипресс Украина" подписка занимает 11% от продаж копий.
Скоро помощь
По мнению издателей, в Украине потенциал подписки, как сегмента рынка еще не раскрыт. Основная причина недоразвитости подписного сегмента в стране - плохой сервис. "К сожалению, существующая система подписки и доставки изданий по качеству пока что далека от уровня развитых стран. Особенно по качеству доставки изданий", - сетует Оксана Тукалевская. "Мы регулярно получаем жалобы от наших подписчиков: часто они получают журнал после того, как он появился в киоске, бывает издание приходит "зачитанным", порванным или не приходит вообще. Поэтому люди не особо горят желанием подписываться", - говорит госпожа Загороднова.
За последний год, к плохому сервису добавилась еще одна проблема. "Кризис удешевил дистрибуцию: снизился спрос на доступ изданий в розницу, а соответственно, и цена этого доступа. "Подписка b2c в традиционном понимании - раз в полгода-год через почтовые отделения с доставкой в почтовый ящик - теряет для потребителя ценность по мере развития розницы", - говорит Александр Ратнер.
Впрочем, в этом году издатели могут получить неплохой бонус к продажам подписки за счет президентских выборов. "Скоро в Украине выборы и, думаю, что на второе полугодие часть партий уже оформила редакционную подписку для своего электората. Подобная ситуация была и в 2004, и в 2006 году. В 2006 году подписка выросла, более чем на 40%", - сказал в интервью "МедиаБизнесу" Сергей Чернявский.
Источник: www.mediabusiness.com.ua