Путь к читателю станет короче: в электронную базу Российского книжного союза вносятся все имеющиеся на рынке издания, в городе открываются камерные магазины, а в сети появляются подкасты и трейлеры новинок

Вы уже открылись? - спрашивает бравого вида усатый мужчина в костюме. - А что у вас есть? Детские книги есть? А учебники?

- Детские вон в тех шкафах и на столе, а учебников нет, - объясняю я. - Вам что-нибудь посоветовать?

- Пока нет. Интересно у вас, интересно. Я просто так заглянул, потом как-нибудь зайдем с коллегами, - произносит мужчина и выходит на улицу.
- Это из прокуратуры, у них здание неподалеку, - шепчет мне продавщица Алиса.

Работника прокуратуры сменяет симпатичная девушка, которая, хлопая ресницами, спрашивает "книжку про ежика". Я в недоумении, но Алиса быстро находит искомое издание.
- Ой, - радуется девушка, - а мне еще что-нибудь из поэзии.
- Вам из современной или из классики? - интересуюсь я.
- Мне в подарок, - виновато улыбается покупательница, - только я в поэзии совсем не разбираюсь. Ну ничего про нее не знаю.

Мы вручаем девушке подборку книжек, в которой есть как Иосиф Бродский, так и Вера Полозкова, и сажаем на деревянную табуретку у окна.

- Предложите ей подушку, - шепчет мне Шаши Мартынова, главный редактор издательства Livebook и по совместительству один из четырех совладельцев книжной лавки.

Корреспондент "Пятницы" общается с покупателями книжного магазина Dodo-space на углу Рождественского бульвара и Малого Кисельного переулка совершенно официально. Он выступает в качестве "звездного продавца" - раз в неделю, по четвергам, кто-нибудь из писателей или критиков торгует книгами с 18 до 21 часа. 8 октября в магазин пришла та самая Вера Полозкова, сборник которой симпатичная девушка в итоге купила, а на 15-е анонсирован Дмитрий Быков. Пока же корреспондент "Пятницы" желает покупателям доброго вечера и интересуется: "Вам помочь или не мешать?" В основном просят не мешать. Дама средних лет спрашивает книгу, которой нет в продаже. Я предлагаю ей записать название в специальную тетрадку заказов.
В магазин заходит пара. Это дарители.

- Мы вам книжки принесли!
 
- На комиссию? - спрашивает Шаши Мартынова.
- Да нет пока, просто очищаем книжные полки, - смеются переводчики Виктор Сонькин и Александра Борисенко.
- Букинистические книги у нас продаются очень хорошо, - объясняет другой совладелец магазина, главный редактор "Книжного обозрения" Александр Гаврилов. В его планах - брать книги на комиссию. В конце рабочего дня Гаврилов карандашиком проставляет на принесенные книги цену. За то время, пока корреспондент "Пятницы" торговал, магазин получил больше книг, чем продал.

В поиске ноу-хау

Генеральный директор издательства "Эксмо" Олег Новиков говорит о причинах падения книжного рынка в России за последний год. "Конечный спрос, то есть желания и возможности людей покупать книги, упали процентов на 10, - объясняет Новиков.

- Меж тем в натуральном выражении рынок рухнул почти на четверть, а в деньгах - на 10 процентов. Это связано с ухудшением качества предложения в рознице и неправильной маркетинговой политикой участников". Новиков считает, что в целом в кризисный год поводов для оптимизма не появилось: "Издательства тут же начали экономить на маркетинговых бюджетах и прочее. А финансовые проблемы розничного оператора "Топ-книга" и банкротство московской сети "Букбери" многих напугали. Издатели снизили активность по продвижению товара, все более жестко подходят к финансам. Хотя в момент кризиса надо было, наоборот, пытаться стимулировать спрос, активизировать возможности". Александр Альперович, управляющий директор издательской группы АСТ, оценивает ситуацию более спокойно: "Мы приспосабливаемся к новым условиям: меняем свои планы, стратегии поведения на рынке, но воспринимаем происходящее абсолютно нормально. Точно так же мы приспосабливались к растущему рынку в 2006-2007 годах. Книжный рынок развивался не такими бурными темпами, как другие отрасли, переживающие сейчас серьезные последствия кризиса. Мы так сильно не росли, поэтому и не ощущаем у себя большого падения".

Российский книжный союз занимается разработкой Единого отраслевого товарного реестра (ЕОТР) - электронной базы всех имеющихся на рынке изданий. По замыслу создателей, внедрение ЕОТР должно решить проблемы с недостатком информации о книгах, сейчас сильно тормозящим рынок. Одна из главных проблем индустрии, о которой говорят на всех отраслевых конференциях, - слишком долгий срок оборота товара. Реестр же должен ускорить путь книг от типографии до читателя.

Крупные магазины чувствуют кризис, хотя на них он не сказался катастрофически, и тоже ищут ноу-хау. Например, книжный "Москва" организовал доставку на дом, самую быструю в городе: заказ, сделанный до обеда, будет у покупателя в тот же день.

Перевод знакомства в прибыль
У маленьких игроков свои пути к спасению. Например, открытие небольших специализированных магазинов. Этой осенью в Москве стало известно как минимум о трех подобных проектах. К магазину Dodo-space, открывшемуся в начале сентября, 1 октября прибавилась "Лавочка детских книг" на Новой Басманной. А Данил Файзов и Юрий Цветков из проекта "Культурная инициатива" планируют к концу месяца открыть на Покровском бульваре магазин, в котором будут продаваться только поэзия и филология. "Мы давно хотели открыть свой магазин, - рассказывает Файзов. - Был в 1980-е специализированный магазин "Поэзия", но с тех пор ничего подобного никто не организовывал. Инвесторы - мы сами. Естественно, в магазине будут проходить разнообразные поэтические мероприятия".
И Dodo-space, и будущий поэтический магазин - это попытка перевести знакомства в прибыль. Данил Файзов и Юрий Цветков, а также команда создателей Dodo-space (Александр Гаврилов, Шаши Мартынова, Наталья Санина из литагентства "Синопсис" и гендиректор компании "Контент медиа" Михаил Штерн) - люди в мире, связанном с литературой, достаточно известные. Поэтому приток любопытных знакомых обеспечен. Блоги основателей формируют вокруг магазина информационное поле. А постоянное наличие одного из владельцев в лавке гарантирует квалифицированную помощь при выборе покупки. "Мы не навязываем читателям книги Livebook, - говорит Шаши Мартынова. - Тем не менее таких продаж у книг нашего издательства не было ни в одном магазине". Люди знают, к кому идут. К тому же Dodo-space - магазин максимально уютный: в нижней части каждого шкафа есть выдвижная секция, на которую можно сесть, чтобы почитать книгу; не стоит забывать и про кофе и подушки для всех желающих.

"Лавочка детских книг" на данном этапе скорее эксперимент, придуманный "Издательским домом Мещерякова". Магазин расположен в маленьком помещении, в продаже 500 наименований (для сравнения - у Dodo-space около 5 тысяч), можно купить книги 17 издательств, специализирующихся на детской литературе. "У нас очень низкая наценка - всего 10 процентов, то есть мы пока только-только отбиваем аренду, - рассказывает Николай Джумакулиев, советник издателя в "Издательском доме Мещерякова". - В начале ноября будем решать дальнейшую судьбу магазина. Возможно, он станет совместным проектом нескольких детских издательств. Маленьким игрокам очень трудно на рынке, большие магазины и крупные сети подходят к выбору книг очень избирательно. Мы же делаем магазин, в котором нет ограничений по детскому ассортименту. В наших планах также проводить недели того или иного издательства".

Подкаст для писателя
По оценкам, которые дал на сентябрьской отраслевой конференции издателей и книготорговцев заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев, западный книжный рынок постепенно начал выходить из кризиса. Тем не менее издатели продолжают придумывать оригинальные ходы для повышения продаж. 23 сентября в США в продажу поступил новый роман шотландского писателя Иэна Бэнкса Transition. За день до этого аудиофайлы с текстом романа, начитанным профессиональными актерами, можно было бесплатно скачать с iTunes. Выложенные в открытый доступ файлы составляют лишь половину от полной аудиоверсии книги. Подкасты будут доступны 12 недель. Эксперимент с книгой Бэнкса пока не закончен, потому оценивать его результаты рано, но The New York Times отмечает, что подкасты скачиваются достаточно интенсивно.

Похожую тактику иногда использовали и российские издатели. Например, "Ад Маргинем", выпуская хоррор украинского автора Игоря Лесева "23", выложило на YouTube трейлер к книге. Многие популярные российские авторы, как, например, Сергей Минаев и Дмитрий Глуховский, публикуют фрагменты своих романов в блогах. Своя тактика у франко-бельгийского Casterman, одного из крупнейших в Европе издателей комиксов. Он запустил на YouTube свой канал, в котором будут анонсировать новинки.
 
Источник: Ведомости