XVII семинар АРПИ «Сибирь». Кризис. Кто больше пострадал, и что делать дальше?

24–26 сентября 2009 года недалеко от Новосибирска, в когресс-центре «Сосновка», состоялся XVII семинар АРПИ «Сибирь» «Повышение эффективности продаж периодической печати». Этот семинар стал более многочисленным и представительным, чем предыдущий XVI (26-28 марта 2009 года), что конечно, не может не радовать.

На XVII семинаре было больше как представителей издательских домов, так и распространителей прессы. Всего же приняли участие почти 100 человек (в марте участвовали 54). И если в сентябре кворум дистрибуторов прессы увеличился в полтора раза, то представителей издательских организаций прибыло на семинар почти в три раза больше, по сравнению с мартом 2009… Конечно, это свидетельствует о том, что для издательских домов все большее значение приобретает реализация изданий на региональных рынках прессы. Об оживлении издательского бизнеса также можно судить и по обилию новых издательских проектов, новых журналов, которые планируются к выходу в свет в конце 2009 – начале 2010 годов. Некоторые издательские проекты были представлены аудитории на XVII семинаре АРПИ «Сибирь»…

В четверг, 24 сентября, семинар начал свою работу. Несмотря на то, первый день является преимущественно днем приезда участников, тем не менее, он прошел весьма насыщенно и с несомненной пользой. Конечно, для тех участников, которые приезжают к самому началу, участвуют в наших традиционных тренингах.

Тренинг «Как в кризис из подручного материала создать героев трудового фронта» провела на очень высоком уровне Нелли Макаровна Власова, бизнес-консультант по управлению Центра «Харизма». Насколько заявленная тема тренинга актуальна и интересна, думается, объяснять не надо. Это очевидно. Актуальность темы, вместе с мастерством, талантом и громадным опытом Нелли Макаровны, сделали этот пятичасовой тренинг очень интересным, и прошел он, что называется «на одном дыхании». На нем рассматривались вопросы управления коллективом. Приводились примеры, как управлять нельзя, давались советы, как поступать в той или иной ситуации. Как, не прибегая к жестким, командным методам поддерживать необходимую дисциплину и мотивировать работников к эффективному труду. Строя отношения с человеком на языке приказов, вы воспитываете или рабов, или повстанцев – убеждена Нелли Макаровна Власова. А ни те, ни другие не нужны современному бизнесу.

Много времени было отведено на приобретение навыка четко и корректно формулировать задачи для работников предприятия. Как оказалось, зачастую эта обыденная управленческая операция выполняется неправильно, неточно, слишком абстрактно, что приводит к ошибкам в решении задачи, а иногда эта задача совсем не может быть выполнена.

Завершился тренинг психологическим тестированием участников, и каждому была дана индивидуальная консультация о наилучшем применении своих талантов.

На вопрос, есть ли в жизни такие предприятия, которые следуют в своей работе принципам, изложенным на тренинге, Нелли Макаровна с уверенностью ответила, что есть. Впрочем, добавила она, даже если материал на данный момент окажется непонятым, польза от таких тренингов все равно есть, понимание может прийти позже.
День завершился веселой вечеринкой «Клуб хорошего настроения», спонсором которой выступил Издательский дом «Бауэр-Медиа». Вечер открыл директор ИД «Бауэр-Медиа» Сергей Алексеенко и коммерческий директор АРПИ «Сибирь» Наталья Зверева. Далее ведение праздника взяли в свои руки комедийные артисты Сибири. Были веселые сценки, шуточные песни, фильмы-пародии… А завершился вечер, конечно, танцами.

25 сентября, в пятницу состоялось официальное открытие XVII семинара АРПИ «Сибирь» «Повышение эффективности продаж периодической печати.

Объявил об открытии семинара генеральный директор АРПИ «Сибирь» Сергей Гаврилов.

В своем кратком выступлении он анонсировал основные темы, которые будут рассмотрены в дальнейшем:
– Со времени последнего семинара у нас в стране практически ничего не изменилось, поэтому мы будем говорить все о том же экономическом кризисе и его последствиях, о политике издательских домов и ее изменении (ассортиментной, ценовой, тиражной). Очень большой блок будет посвящен налоговой политике государства, усилению налогового администрирования, и, конечно же, все два-три дня работы семинара мы будем говорить о том, что же нам со всем этим делать…

Кризис и пресса. Эта тема так или иначе была отмечена во многих выступлениях. Очень часто и в выступлениях, и в кулуарах  звучала фраза «Кризис в головах».

«Рынок прессы «ДО» и «ПОСЛЕ» - так обозначила тему выступления Наталья Зверева, коммерческий директор АРПИ «Сибирь», отметив основные тенденции на рынке распространения до начала кризиса и по настоящее время.

На вопрос кто же больше пострадал в кризис, издатели или распространители прессы,  ответил Вадим Химич, генеральный директор Медиа Агентства «Северная Венеция», Санкт-Петербург: больше пострадали издатели. Если у дистрибуторов снизилась рентабельность, то многие издательские проекты были закрыты. Вместе с тем, докладчик отметил негативную тенденцию замены недорогих газетных изданий на дорогой глянец в ассортименте распространителей, которая имела место в недалеком прошлом. Сейчас, когда падают объемы продаж и тиражи «глянца», те дистрибьюторы прессы, которые проводили эту политику, оказались в непростой ситуации…

Роман Дорошенко, директор коммерческого департамента ООО «Бурда Дистрибьюшн Сервисиз», Москва призвал распространителей прессы не повышать цены на печатную продукцию, так как повышение цены приводит к неминуемому снижению объемов продаж. Так же Роман Дорошенко представил новинки издательского дома: женские журналы «Все для семьи», «Даша» и кроссвордные издания «Люблю готовить!», «Классические кроссворды».
Сергей Алексеенко, директор ИД «Бауэр-Медиа», Москва, наоборот, предложил повышать цены на издательскую продукцию. И свое выступление он озаглавил «Оптимизация ценообразования в товарных группах, или Наценка по лидеру». Также выступающий представил аудитории свой новый издательский продукт: «Звезды советуют» от ИД «Бауэр-Медиа».

У распространителей прессы накопилось много вопросов к Роману Дорошенко, и в кулуарах развернулась оживленная дискуссия и конструктивный обмен мнениями.

Тему тренинга о новых методах работы с персоналом, продолжила в своем выступлении Валентина Белобородова, директор по персоналу ООО «ТОП-КНИГА», Новосибирск – «Современная практика работы с персоналом в торговых компаниях».

Нельзя не отметить выступления-презентации новых издательских продуктов «Приготовь с журналом «Приготовь» Алексея Кобзева и Сергея Дулисова (ИД «Креатив Медиа», Москва). Выступающие вышли к микрофону в нарядных поварских колпаках и с подарками устроителям семинара. Выступавшими был представлен также новый журнальный проект «Секреты здоровья», который будет выходить как спецвыпуск журнала «Женские секреты».

Екатерина Устынюк, директор по маркетингу ЗАО «Эгмонт Россия ЛТД», Москва выступила с презентацией «Журнал с подарком – уникальное предложение на рынке детских журналов». Кроме уже хорошо знакомых аудитории изданий ЗАО «Эгмонт Россия ЛТД», Екатерина Устынюк представила новые проекты: новые ежемесячные журналы «Hello Kitty» и «Hot Wheels» с фирменными брендированными подарками в каждом номере, журнал «Узнавайка. Disney». Также было заявлено о ребрендинге журнала «Микки-Маус» и выпуске специальных новогодних приложений к хорошо известным на рынке журналам.
Начальник отдела продаж ООО «Издательский дом «Толока» Денис Панасюк в выступлении «Группа компаний «Толока». Опыт, как преимущество» рассказал участникам семинара об издательском доме и издательских проектах. За годы работы издательского дома, отметил Денис Панасюк, прошло несколько кризисов, и именно в такое время читателю нужна поддержка.

Вячеслав Корягин, генеральный директор ОАО «Советская Сибирь» предложил вспомнить хорошо забытое старое – шире использовать технологию децентрализованной печати газет и журналов. Для решения этой задачи полиграфическое предприятие «Советская Сибирь» имеет обновленный парк полиграфических машин и оптимизированную логистическую структуру.

«Приезжай и выигрывай» - Владимир Здоров, главный редактор журнала «Моторевю», рассказал о своем журнале и совместно с сотрудниками АРПИ «Сибирь» провел 1 тур розыгрыша лотереи.

Не осталась в долгу и газета «Авторевю». Рабочий день семинара завершился соревнованием по картингу на приз газеты «Авторевю» - «Ударим АВТОРЕВЮпробегом по бездорожью и кризису!». Соревнования проводились на настоящей трассе с настоящими картами, по всем правилам, с судьей и медицинским допуском к вождению.
Издатели и распространители прессы, которые смогли выдержать к этому моменту соответствие строгим медицинским параметрам, приняли участие в гонках, остальные горячо болели, угощались горячим пловом и не менее горячим глинтвейном.
Не смотря на то, что обычно в таких соревнованиях главное не победа, главное – участие, тем не менее назовем призеров: первое место – Пыжиков Сергей, ЗАО «Конде Наст», Москва; второе место – Гейнц Антон, ООО «Курьер Плюс», Томск; третье место – Плаксин Михаил, ООО «Юмиком», Смоленск. Призеры получили самые настоящие спортивные кубки и дипломы от «Авторевю». Так же дипломы и подарки получили все участники заезда, так как проигравших на семинаре АРПИ «Сибирь» быть просто не может!

Субботний день, 26 сентября, традиционно был посвящен проблемам дистрибуции прессы. Выступавшие сотрудники АРПИ «Сибирь» разъяснили присутствовавшим дистрибуторам прессы принципы корректировки заказов («Каждому по потребностям», Евгения Ледовских, заместитель руководителя группы по работе с клиентами), преимущества и обязательные условия предварительного уведомления о поставке («Планируемое распределение товара для розничных сетей», Татьяна Буклаева, менеджер по работе с поставщиками и Петр Денисов, технолог), правила работы с актами (Евгения Ледовских, заместитель руководителя группы по работе с клиентами).

Многие выступления этого дня вызывали полемику и оживленный обмен мнениями. Полемичность выступлений проявлялась уже в названиях. Круглый стол «Может ли «сопутка» стать основным товаром?» провел Андрей Ваньков, руководитель группы по работе с поставщиками АРПИ «Сибирь». Нет, основным товаром «сопутка» не станет, но, во-первых, она позволяет держаться на плаву сетям по торговле прессой. Если из ассортимента исчезнут сопутствующие товары – поднимутся цены на прессу. Во-вторых, работая с сопутствующими товарами, необходимо соблюдать определенные правила.

Александр Лукашев, заместитель генерального директора АРП «ФраМ» (Новосибирск) заинтриговал слушателей своим выступлением «Рост продаж в 2000% в кризис. Возможно ли это?». Однозначно возможен значительный рост продаж по определенным группам товаров. Слагаемые этого роста – анализ показателей, коррекция ассортимента, обеспечение покрытия спроса.

«Формируем ассортимент. Кто должен это делать?» - задается вопросом Андрей Русских, руководитель отдела розничных продаж АП «Медиа Курьер» (Новосибирск). Позиция АП «Медиа Курьер» однозначна: ассортимент прессы для супермаркетов должен формировать поставщик. Так как именно поставщик прессы в супермаркеты понимает и знает все особенности такого специфического товара, как пресса.

О диверсификации бизнеса в кризис рассказал Андрей Верхотуров, генеральный директор ООО «АРПИ «Эко-Пресс» (Кемерово). Это прежде всего расширение ассортимента сопутствующих товаров: табачные изделия, бытовая химия, канцелярия, книги, сувенирная продукция. В настоящее время рассматривается проект о возможности изготовления сувенирной продукции с местной символикой своими силами. Также городские киоски по продаже прессы, как выяснилось, являются хорошими рекламными носителями, что приносит дополнительный доход.

С большим интересом было встречено выступление Виктории Холодняк, генерального директора ООО «ЮгМедиаПресс» (Краснодар) на круглом столе «Выжить, чтобы жить. Существуют ли реальные возможности стабильного развития в кризис распространения прессы». Виктория Холодняк поделилась своим опытом работы с супермаркетами, способами эффективной мотивации персонала, рассказала о важности и способах раскладки печатных изданий, об особенностях торгового оборудования.

Швейцарские скрэтч-лотереи представил участникам семинара Константин Шихалев, директор территориальной компании «Сибирь» (Новосибирск). После презентации он обменял свои лотереи на визитки участников. Полной статистикой мы не обладаем, но выигрышных билетов было много.

Данил Алтухов, генеральный директор ЗАО «Роспечать «Алтай» (Барнаул), в выступлении «9 месяцев без ЕНВД. Каковы последствия?» рассказал о варианте работы, позволяющем минимизировать издержки от этого непродуманного решения. Проблема частично решается, но увеличивается документооборот, возникает ряд организационных сложностей…

О некоторых непродуманных решениях на самом высоком уровне рассказал Сергей Гаврилов, генеральный директор АРПИ «Сибирь», на круглом столе «Закон против отрасли». Прежде всего это проект нового закона «О торговле», который уже прошел первое чтение в думе, состоявшаяся отмена ЕНВД, ужесточение административной ответственности за нарушения законодательства.

Ворвавшийся в зал революционный матрос с револьвером остановил работу семинара…

К счастью, это была не революция, а оригинальное приглашение к традиционному заключительному банкету. Здесь гостей встречал все тот же революционный матрос с красным командиром. Судьбоносный XVII семинар АРПИ «Сибирь» завершился веселыми революционными танцами, конкурсами и революционными песнями…

До встречи на XVIII семинаре АРПИ «Сибирь»!