Уважаемые коллеги!Рад приветствовать вас всех на очередном международном семинаре, посвященном развитию рынка печатной прессы.
За последний год положение печатной прессы во всем мире радикально изменилось. Печатные издания в разных странах теряют читателей и рекламодателей и тем не менее, рынок печатных СМИ России развивается активно и убедиться в этом можно заглянув в любой газетный киоск. Если задаться целью разглядеть только одни названия продаваемых газет и журналов все равно на это уйдет довольно много времени. Кризис, безусловно, повлиял на темпы, но никак не на стратегию его развития. Российская периодика сегодня представлена огромным количеством изданий на любой вкус. До кризиса на протяжении семи лет отечественный рынок прессы демонстрировал и хорошую динамику и качественные изменения. За это время газетно-журнальная индустрия страны превратилась в серьезный бизнес, росли инвестиции, доходы от рекламы и реализации тиражей, улучшалось и полиграфическое качество изданий. Правда с осени 2008 года темпы развития замедлились, стали менее доступны кредитные ресурсы, значительно снизились поступления от рекламы, сокращаются объемы изданий и их розничные продажи. Вовсю оптимизируются планы развития, финансовая, кадровая политика редакций, проще говоря, сокращаются штаты и расходы.
За последний год положение печатной прессы во всем мире радикально изменилось. Печатные издания в разных странах теряют читателей и рекламодателей и тем не менее, рынок печатных СМИ России развивается активно и убедиться в этом можно заглянув в любой газетный киоск. Если задаться целью разглядеть только одни названия продаваемых газет и журналов все равно на это уйдет довольно много времени. Кризис, безусловно, повлиял на темпы, но никак не на стратегию его развития. Российская периодика сегодня представлена огромным количеством изданий на любой вкус. До кризиса на протяжении семи лет отечественный рынок прессы демонстрировал и хорошую динамику и качественные изменения. За это время газетно-журнальная индустрия страны превратилась в серьезный бизнес, росли инвестиции, доходы от рекламы и реализации тиражей, улучшалось и полиграфическое качество изданий. Правда с осени 2008 года темпы развития замедлились, стали менее доступны кредитные ресурсы, значительно снизились поступления от рекламы, сокращаются объемы изданий и их розничные продажи. Вовсю оптимизируются планы развития, финансовая, кадровая политика редакций, проще говоря, сокращаются штаты и расходы.
По данным отраслевых ассоциаций в условиях кризиса пресса оказалась самым уязвимым сегментом рекламного рынка. За первую половину 2008 года рекламный рынок центральной прессы сократился на 43,5 %. Рекламодатели перераспределили свои бюджеты в пользу медиа, обеспечивающих более универсальный, быстрый и гибкий контакт с аудиторией – в пользу телевидения и Интернета. Но не все так плохо. По итогам осени мы ожидаем роста рекламных доходов относительно весны и лета, поэтому вряд ли стоит говорить о катастрофе печатных СМИ не только в нашей стране, но и во всем мире.
Очевидно, что в ближайшие два года от участников российского рынка прессы потребуются значительные усилия по технологической и качественной перестройке бизнеса. Уже сейчас появляются дополнительные возможности роста для тех издателей, которые нацелены на развитие. Использование мультимедийных возможностей – один из таких шансов. В целом, газетная отрасль страны сохраняет способность противостоять нарастающей конкуренции со стороны других медиа и развиваться. Очевидно, немало вопросов остается к действующей модели распространения прессы в части непрозрачности рынка, больших маркетинговых затрат, низкого уровня развития логистики и современных технологий газетно-журнальных продаж. В этих условиях особенно востребованы будут люди – эффективные дистрибуторы, способные обеспечивать своевременность платежей, профессиональное управление продажами.
Консолидировав усилия издателей и распространителей печати можно решить много проблем. Еще не забыты времена, когда подписные издания всегда доставлялись в срок, а услуга по доставке была очень дешевой. Но нельзя забывать, что тогда подписка полностью дотировалась государством и изданий, на которые оформлялась подписка, было гораздо меньше. Сейчас государство также выделяет значительные субсидии, однако объемы рынка существенно изменились. Для того чтобы сделать доставку подписки экономически выгодной, надо полностью изменить ее структуру, сменить технологически устаревшее оборудование, сделать ставку на новые, динамичные кадры. Но это должно быть движение навстречу друг другу, предприятия, которые смогли наладить собственную систему доставки, прежде всего, в отдаленные регионы, могли бы предложить государству новые решения. Во многих странах кризис стал причиной сильного крена в сторону государства во всех отраслях экономики. В нашей стране Правительство поддерживает печатные СМИ, поощряя наиболее качественные, яркие издания, способные даже в это непростое время предоставлять качественный контент. Каждый год в день российской прессы, 13 января, Правительство награждает лучшие редакции российских СМИ, это признание заслуг не только отдельных журналистов, но признание всего журналистского коллектива.
Надеюсь, что даже в изменившихся условиях на рынке печатная периодика сохранит свои традиции и свою аудиторию. Однако задача повышения интереса населения страны к чтению газет, особенно молодежи, остается по-прежнему актуальной. И решить ее вне повышения качества самих газет невозможно.
Уважаемые участники семинара, перед вами стоят непростые задачи: проанализировать ситуацию на рынке, выработать действенные меры по преодолению кризисных явлений, предложить мотивированные идеи по развитию медиабизнеса и повышению доступности газет и журналов для всех, кто читает по-русски.
В заключении хотелось бы пожелать вам плодотворной работы, новых идей и успехов.