Региональные рынки СМИ: проблемы и тенденции

На XVII международном семинаре АРПП в Тель-Авиве состоялся круглый стол по теме «Региональные рынки СМИ: проблемы и тенденции». Вели заседание –член правления АРПП, генеральный директор ООО «АРПИ Сибирь» С.Д. Гаврилов и президент НП «НСРП «Союзпечать», генеральный директор ЗАО «Сегодня-Пресс-Воронеж» И.А. Тимофеев.
В работе круглого стола приняли участие региональные представители компаний дистрибуторов печатной продукции и ведущих Издательских домов.

Было обсуждено большое количество интересных тем и актуальных проблем. В частности озвучена ситуация с развитием рынка СМИ Белоруссии и активная помощь в этом вопросе со стороны государства, о чем рассказал собравшимся генеральный директор ООО «Юнисервиспресс» В.М. Вадютин. К сожалению, такая ситуация не характерна для российских регионов ввиду их значительной  неоднородности. Например, в Новосибирске, заметил С.Д. Гаврилов, власть лояльно относится к распространителям, а в Калининграде и Иркутске власти считают прессу таким же товаром как пиво или водка. Но у всех регионов на сегодняшний день существует три основных проблемы, которые связаны, во-первых, с отношениями  властных структур и распространителей прессы, во-вторых, с  изменением системы налогообложения (отмена ЕНВД), и наконец – с глобальным финансово-экономическим  кризисом, затронувшим все сектора экономики. Действия властей при этом затмевают все остальные вышеупомянутые  проблемы. И.А. Тимофеев подтвердил эту точку зрения, отметив,  что во многих регионах сложились непростые взаимоотношения с местными влястями, возникают различного рода административные барьеры и пр.

Среди участников круглого стола развернулось бурное обсуждение проблем, характерных для киосковой розницы в регионах России. Так, генеральный директор ОАО «Роспечать» (г. Омск) Т.Н. Близнюк, озвучила основные статьи затрат в сетях розничного распространения: на открытие новых киосков, поддержание уже существующих и др. Она выразила озабоченность в связи с рентабельностью киосковых сетей. Был поднят вопрос ассортимента, который бы позволял выводить розничные сети на надлежащий уровень рентабельности. Как выход из ситуации коллеги говорили о консолидации среди игроков рынка.

Живую дискуссию у собравшихся вызвал опыт немецких коллег, озвученный генеральным директором ООО «Комсомольская правда – Калининград – Газеты в розницу» В.Н. Хитровым, о создании франшизы сети магазинов прессы, которые передаются в аренду самим продавцам. В дискуссии приняли активное участие генеральный директор ОАО «Роспечать» (г. Омск) Т.Н. Близнюк, директор ООО «Пресса+» (г. Калининград) Т.С. Колесник, генеральный директор ООО «ЮгМедиаПресс» (г. Краснодар) В.В. Холодняк, генеральный директор ООО «Группа Компаний «Альянс» М.А. Былёва, генеральный директор ООО «Юнисервиспресс» В.М. Вадютин и др.

На круглом столе высказывались следующие предложения, адресованные к региональным властным структурам и направленные на поддержание и развитие распространителей прессы в регионах России:
- придать печатной продукции, за исключением изданий рекламного и эротического характера, статус социально значимого товара, а услуге по её распространению статус социально значимой услуги;
- принять меры к сохранению действующих торговых объектов по реализации периодической печати и книг, упростить процедуру регистрации и установки новых торговых объектов такого профиля;
- включить предприятия по реализации периодики и книг в категорию арендаторов, арендная плата которых исчисляется в особом порядке – с применением понижающего корректирующего (социального) коэффициента;
- предоставлять на праве аренды под организацию торговых точек по реализации прессы и книг объекты нежилого фонда и земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, в первоочередном порядке, а договоры аренды недвижимого имущества для размещения таких объектов заключать на срок не менее пяти лет с правом их последующего преимущественного выкупа;
- предусмотреть в договорах аренды земельных участков под киосками и другими объектами розничной реализации прессы права на «арендные каникулы» (отсрочки или сокращения арендной платы на период кризиса), оформляемого дополнительными соглашениями к договорам аренды земли;
- минимизировать для предприятий по реализации печати в розницу тарифы на потребляемую электроэнергию и их подключение к электросетям, снизить для них налоги и обязательные платежи в бюджеты любого уровня и/или государственные внебюджетные фонды;
- расширить ассортимент товаров народного потребления, разрешённых к реализации в киосковых сетях розничного распространения прессы и разрешить размещение рекламоносителей на торговых объектах таких сетей;
- оказать поддержку ежедневным газетам посредством размещения в них заказа на социальную рекламу.

Пресс-служба АРПП