Прошедший в период с 18 по 25 октября с.г. в Тель-Авиве (Израиль) XVII международный семинар АРПП стал заметным событием в жизни медиасообщества двух стран. Несмотря на кризис, на семинар прибыло более ста ведущих российских издателей и распространителей прессы, продемонстрировав тем самым свою антикризисную устойчивость и финансовую стабильность.
Отличительной особенностью семинара стало внимание, проявленное к нему Министром связи и массовых коммуникаций РФ и высокопоставленными представителями израильской стороны. Министр И.О. Щёголев, пожелавший в приветственном слове участникам семинара плодотворной работы, новых идей и успехов, обозначил и ряд задач, которые предстоит решать в ближайшие два года российским издателям и распространителям. В частности, участникам российского рынка прессы необходимо приложить значительные усилия по качественной и технологической перестройке бизнеса, активнее использовать мультимедийные возможности. Для того чтобы сделать доставку подписки экономически выгодной, надо полностью изменить её структуру: сменить технологически устаревшее оборудование, сделать ставку на новые динамичные кадры. По словам Министра, задача повышения интереса населения страны к чтению, особенно молодежи, остается по-прежнему актуальной. В связи с этим следует добиваться улучшения качества и доступности газет и журналов для всех, кто читает по-русски.
Позитивное отношение к российским участникам рынка прессы продемонстрировали израильские официальные лица, представители духовенства, коллеги по медиабизнесу. Об этом свидетельствуют озвученное на церемонии открытия приветствие от Министра иностранных дел государства Израиль А. Либермана, выступления на мероприятии директора отдела по странам СНГ и России МИД Израиля Я. Ливне, члена израильского парламента Ю. Шамаловой-Беркович, руководителей ведущих израильских печатных СМИ на русском языке, встреча в русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Большую помощь в подготовке семинара оказали посольство Израиля в Москве и Московская Патриархия.
К числу важных итогов семинара следует отнести чётко прозвучавшее совпадение позиций участников по вопросу необходимости консолидации усилий издателей и распространителей в деле реформирования рынка, объединения действий общественных медийных организаций в плане лоббирования интересов отрасли, совершенствования законодательства.
Столь же положительно можно оценить тот факт, что участники семинара на примере собственного опыта высказывали обоснованные предложения по стабилизации экономического положения предприятий, модернизации различных секторов дистрибуции прессы, улучшению современных логистических схем, автоматизации процессов обработки печатной продукции и т.д. В частности, встретил поддержку тезис о том, что для развития института подписки необходимо добиваться включения программ поддержки подписки в число официальных государственных социальных программ, создания Национального фонда прессы, снижения НДС на услуги по распространению прессы по подписке, предоставления налоговых льгот для СМИ, бесплатно размещающих рекламную информацию о подписке. Отмечалось, что перспектива развития института подписки до 2020 года определяется тем, что подписка должна быть доступной, массовой, многоканальной и мультимедийной.
Участники семинара были солидарны в том, что в период финансовых потрясений активное внедрение инновационных технологий, ведущее к повышению эффективности производства и сокращению затрат – это залог выживания. Одним из вариантов снижения затрат могла бы стать Единая отраслевая информационная бизнес-система. Этот проект, обозначенный как «Электронный рынок печатных СМИ России», находится в русле общемировых тенденций в развитии рынков СМИ.
Помимо традиционных форм проведения семинара в виде - пленарных заседаний, «круглых столов», секций по направлениям деятельности - в этот раз были апробированы новые конфигурации обмена мнениями. Организованный впервые «открытый дискуссионный диалог экспертов рынка» по теме «Будущее российского рынка прессы» послужил для представителей издательской и дистрибуторской сторон платформой, на которой состоялось откровенное обсуждение проблем, призванных активизировать поиск баланса интересов между товаропроизводителями печатной продукции и её распространителями.
Ещё одним новшеством в практике семинаров АРПП стало проведение «консалтингового тренинга», в ходе которого были рассмотрены вопросы финансовой устойчивости компании в условиях кризиса. Присутствующие на тренинге издатели и распространители дали высокую оценку и признали полезными прозвучавшие на заседании рекомендации по оптимизации модели управления предприятием.
В целом, по мнению участников, семинар был полезен с точки зрения обмена опытом, укрепления и развития контактов, лучшего понимания проблем отрасли и интересов партнёров по бизнесу, повышения профессионального мастерства.
Следующий международный семинар АРПП запланирован на апрель 2010 года в Египте, г. Шарм-эль-Шейх.
Пресс-служба АРПП