Коммерческое книгоиздание не может быть единственной сферой деятельности регионального издательства. Рецепт существования - в многопрофильности. Чтобы просто издавать хорошие книги на продажу и при этом выжить, нужно еще заниматься корпоративными, выставочными, рекламными проектами, говорит директор нижегородского издательства "Литера" Николай Николаев.

- Расцвет книгоиздательства пришелся на 90-е годы. Тогда можно было издавать любую книгу, и она была востребована торговыми сетями, потому что читателям были в новинку ранее малоиздаваемые или малоизвестные авторы. Этот бум быстро закончился. Рынок насытился. К концу 90-х годов были поделены сферы влияния. В основном все коммерческие проекты отошли в Москву.

Сегодня вряд ли какое-то небольшое издательство может выжить только за счет коммерческого книгоиздания. Ассортимент книг небольшой, реализация на нижегородском рынке довольно вялая. Емкость нашего рынка на порядки меньше московского. У нас тысячный тираж может продаваться не один год.

- Приведите пример реализации вашим издательством какого-то нижегородского проекта.

- Уже несколько лет мы с большим интересом работаем над книгами нижегородского писателя Николая Свечина про сыщика Алексея Лыкова. Это исторические детективы, события которых происходят в конце ХIХ в. Чтобы книги вышли хотя бы небольшим тиражом, мы с автором честно сложились на типографские услуги, а уж издательские затраты "Литера" взяла на себя. Когда первая книга вышла, ее никто из книготорговцев не хотел брать, а теперь, как они говорят, повести Свечина часто спрашивают, интересуются, когда же выйдет следующая.
Чтобы увеличить читательскую аудиторию, расширить географию продаж, мы вышли на московских издателей. Издательство "Яуза" - дочерняя структура "ЭКСМО", одного из монополистов книжного рынка, - выпустила Свечина более серьезным тиражом, в другом формате и с некоторыми изменениями в оформлении. Маркетологи не приняли нашу обложку и авторское название второй книги, его они заменили своим - "Демон преступного мира" вместо "Между Амуром и Невой". Решение спорное, на наш взгляд, но москвичи посчитали этот ход оправданным для увеличения рекламной привлекательности издания. Дизайн книжного блока москвичи оставили, менять его было бы явно неоправданным шагом. Над оформлением книг Свечина работала художник нашего издательства Елена Константинова, и ей удалось колорит эпохи, мастерски "нарисованный" автором, усилить дизайнерскими находками.

- Вы сказали, что издание книг - не прибыльная статья вашего бюджета. И между тем в "Литере" выходит краеведческая литература и книги нижегородских авторов. Как удается воплощать в жизнь эти проекты?

- К счастью, в последние годы правительство Нижегородской области обратило внимание на книгоиздание и стало поддерживать эту отрасль. В нашем Белом доме поняли, что никто не будет за нас издавать книги о нашей малой родине, о наших уникальных художественных промыслах, о наших выдающихся земляках. Это наша обязанность - сохранить все, что представляет историческую ценность, и рассказать об этом нижегородцам, и не только...

Поэтому правительство приняло программу поддержки книгоиздания и стало выделять средства на издательские проекты. Мы благодаря данной программе подготовили книгу "Нижегородские страницы: с крестом и звездой", это третий том из серии "Нижегородский край в истории Отечества". В ней собраны очерки об известных личностях, которые тем или иным образом были связаны с Нижегородчиной в разные исторические периоды. В рамках издательской программы вышел сборник стихов замечательного нижегородского поэта Михаила Тимонина "На коромысле радуги-дуги". Книга с его стихами в области издана впервые.
В этом году, к сожалению, в связи с тем, что кризисом накрыло все бюджеты, правительственный проект не работает. Но я думаю, что все восстановится.

- Инициатива о необходимости существования такой программы шла "сверху" или от издателей?

- Трудно кому-то отдать первенство. Наверное, просто время пришло, когда все составляющие оказались в наличии. Во-первых, книгоиздательский голод, я имею в виду желание и читателей, и издателей, и авторов держать в руках свою, нижегородскую литературу. Во-вторых, существование в Нижнем Новгороде сразу нескольких серьезных издательств, которые хорошо могут делать книги. Наконец, думающие люди в правительстве, которые понимают всю важность этой культурной акции, и, конечно, финансовые возможности области.

Кроме того, между правительством и издателями есть такие полезные организации, как Фонд развития народных художественных промыслов Нижегородской области. Его возглавляет Николай Смирнов. При губернаторе Иване Склярове он был руководителем уникального департамента развития народных художественных промыслов. Просуществовал департамент недолго, но свою роль сыграл: были приняты радикальные решения по налогообложению, дающие льготы предприятиям местной промышленности. Благодаря политике Склярова у нас многие промыслы сохранились не только в народе, но и как промышленные единицы. И сейчас Смирнову удается убеждать государственных чиновников разного уровня, что сохранение и развитие народных ремесел, народной культуры - дело не только важное, но и необходимое. И выделяются деньги. В частности, финансируется издание книг Библиотеки народных художественных промыслов Нижегородской области. Она носит имя И.П. Склярова. "Литера" принимает участие в реализации этого проекта.

- Как сегодня можно выжить, если не налажен госзаказ и коммерческое книгоиздание невыгодно?

- Трудно. Издательство "Литера" существует более 15 лет, и прожить на коммерческие проекты мне даже фантазия в голову не приходила. Для того чтобы осуществить коммерческий проект, нужны деньги, и немалые, не только на издание небольшого коммерческого тиража, но и на рекламную поддержку. Помните, сколько по телевидению показывали рекламу очередной книги про "Гарри Поттера"? Они создали реальные очереди. Книги уходили, как теплые булочки. Но такое вложение в рекламу требует больших капиталов. "Росмэн" может себе это позволить, а региональные издательства - нет.

Многие сегодня называют себя издательствами, хотя являются в чистом виде рекламными агентствами. Они обслуживают предприятия, создавая рекламный продукт. Безусловно, нам тоже приходится этим заниматься. Корпоративные книги - наиболее сложный вид рекламно-представительской продукции, поскольку объем информации несоизмеримо больше, чем во флаере или листовке. Это совсем другой характер работы - и по предъявляемому качеству, и по объему.

Мы живем за счет заказных тиражей, корпоративных книг и календарей. Занимаемся и другим направлением деятельности - оформлением выставочных экспозиций. Оно тоже весьма востребованно. Есть постоянные корпоративные заказчики, совместно с которыми мы разрабатываем проекты оформления выставочных площадей. Размещение выставочного оборудования на экспозиционной площадке требует не только дизайнерской, но и конструкторской проработки.

Чтобы выполнять заказы на высоком уровне, мы внимательно следим за всеми новинками в издательском и печатном деле. В 1997 году мы одними из первых в Нижний Новгород привезли и начали работать на широкоформатном струйном принтере, который обеспечивает высококачественную печать больших фотоповерхностей. Нам это было крайне важно, так как практически во всех экспозициях присутствуют большие поверхности.

- К теме корпоративных изданий: скажите, когда вы получаете от предприятия заказ на книгу, вы требуете предоставить вам материал в полном объеме или сами его собираете?

- Как правило, собираем сами. Иногда приходят с "готовым" материалом, но все равно это "сырая" рукопись. С точки зрения издателя, есть понятие рукописи в надлежащем виде. Такого еще ни разу мы не видели. Всегда приходится дорабатывать авторский материал - и текстовой, и иллюстративный - до состояния, когда дизайнер может приступать к своей части работы над книгой. Процесс подготовки книги к изданию очень трудоемкий и требует больших финансовых вложений. Себестоимость тиража получается довольно высокой, и выпустить корпоративную книгу может себе позволить только крупное, крепко стоящее не ногах предприятие. В розницу такую книгу никто не купит, а для сотрудников предприятия - это отличный подарок.

У нас есть уже довольно большой опыт выпуска подобных изданий: "Стремление к созиданию" (об ОАО "Арзамасский приборостроительный завод"), "История ОАО "НИАЭП" в документах и воспоминаниях ветеранов", "Годы труда и свершений" (юбилейная книга "Теплообменника") и другие.
 
Источник:  Биржа