Когда наступит «золотой век» для журнального рынка России?

       Продолжая тему этого номера, посвященную «Золотому периоду» журналов Великобритании, «Курьер» решил спросить российских издателей журналов, когда, по их мнению, «золотой век» для журнального рынка наступит в нашей стране.

Татьяна ЕФИМОВА, генеральный директор ИД «Здоровье»: – Даже по тому отчету, который сейчас подготовило Федеральное агентство по печати, видно, что журнальный рынок развивается наиболее динамично и с рекламными бюджетами у него все благополучно. Единственное, у него такие же проблемы, что и у газетного, – с распространением. Когда будет больше точек и больше возможностей доводить журналы до потребителя, наверное, мы и дождемся расцвета. На сегодняшний день, я думаю, единственным препятствием является именно не очень хорошая дистрибуция, потому что количество точек продаж на душу населения далеко от того уровня, которого добились во всех цивилизованных странах. Никаких других препятствий для развития журнального рынка я не вижу.

Евгений АБОВ, заместитель генерального директора, директор по развитию ИД «Проф Медиа»:

– Я бы не противопоставлял газеты и журналы в контексте Интернета. Сеть одинаково воздействует и на тех, и на других. Задача издателей – и газетных, и журнальных – предоставить населению такое сочетание бумажных и онлайновых форматов, чтобы в конечном итоге не только не потерять, но и нарастить совокупную аудиторию своих продуктов и брендов. Иными словами, Интернет – не угроза, а дополнительная возможность развития бизнеса. «Золотого века» журналов в России ждать еще долго. Слишком много преград нормальному росту бизнеса – главным образом, из-за состояния российской полиграфии и распространения. Но то, что журналы будут бурно и стремительно развиваться, – это абсолютно точно. Это развитие будет идти параллельно росту потребительского рынка и доходов населения и укреплению среднего класса, что, несомненно, создаст среду для повышения спроса на новые журнальные продукты. Журнальный рынок уже сейчас на подъеме. Его темпы превосходят газетный рынок, потому что газеты были всегда, а полноценный журнальный сегмент в России только формируется. Темпы его прироста еще долго будут опережающими на фоне газет, особенно в регионах. У региональных журналов уже сейчас +37% прироста, что и понятно: появление хотя бы пяти новых журналов в регионах означает бурный прирост, поскольку стартовый уровень очень низкий.

Вячеслав КЕРОВ, корпоративный директор по распространению ИГ «HFS/ИнтерМедиаГруп»:

– Я считаю, что наш 21 век и есть «золотой век» журнального рынка. Выражается это в том, что постоянно растет количество изданий, выходящих в России. Растет при этом, конечно, и конкуренция, но это естественно. Увеличивается интерес к периодическим печатным изданиям во всех сегментах. Например, сейчас практически нет ни одного торгового центра, ни одного супермаркета без торговой точки, которая продает периодическую печатную продукцию. Интерес возрос в связи с тем, что общие совокупные тиражи периодической печатной продукции тоже растут, то есть, соответственно, увеличивается читательская аудитория. Я считаю, это и есть «золотой век».

Игорь МОСИН, генеральный директор ИД «Женское здоровье»:

– Несмотря на то, что к нам приходит все больше и больше зарубежных журналов и все плотнее заполняется журнальный сегмент, рынок еще чрезвычайно беден. У нас на рынке насчитывается максимум 300-350 популярных изданий. На любом развитом рынке их должно быть гораздо больше. Я думаю, что к нам на рынок должно прийти еще много изданий. В то же время они должны возникнуть и внутри российского рынка, отечественные издатели тоже должны что-то придумать. Поэтому рынок, можно сказать, не занят, и здесь, в общем-то, я думаю, нас ждет много интересных открытий и проектов. Мы видим, что в последнее время они идут и идут, это говорит о привлекательности нашего рынка. Более того, общий российский рынок, чисто экономический, растет. Сейчас по динамике мы занимаем третье место в мире. Именно рост объемов рекламы, рост всего рынка привлекают многих инвесторов, в том числе и в наши сферы. Они сюда идут, и это положительный факт.

Что затрудняет нашу работу? Нашу работу затрудняет, о чем много говорят сейчас в издательском сообществе, отсутствие единых правил игры на этом рынке. Это, прежде всего, проблемы, связанные с распространением печатной продукции. Но здесь есть один существенный положительный момент: сейчас, разговаривая с коллегами, в основном из крупных изданий, я вижу, что издательское сообщество в массе своей полностью понимает, что нам необходимы коренные изменения во взаимоотношениях между издателями, распространителями и оптовым звеном. И все к этому готовы. Если раньше рынок говорил, мол, никогда взаимопонимания не будет, то сейчас все понимают, что нужно играть по правилам. Вопрос только в том, как эти правила будут введены и когда это произойдет. В наших общих интересах, чтобы они были введены как можно быстрее, тогда мы быстрее начнем двигаться к тому цивилизованному рынку, о котором мечтаем. Минимальный срок введения таких правил, по моему мнению, – к 2006 году, когда в Москве пройдут мероприятия WAN – Всемирный газетный конгресс и Форум главных редакторов. Это наша задача и профессиональная, и политическая, и национальная – постараться принять правила игры, постараться сделать первые шаги в жизнь по этим правилам.

На самом деле, потом задач будет гораздо больше. Нужно будет отрабатывать эту систему, увеличивать количество торговых точек, не только в Москве, но и по всей стране. Переносить эти правила игры и на другие части России.

Я считаю, что отдельная большая задача – это возрождение системы подписки. В существующем формате подписка – это мертвый институт. Мы сами себя лишаем и гигантского количества подписчиков, и, соответственно, больших доходов. Должны родиться совершенно новые форматы, и издательскому сообществу нужно об этом думать. Поэтому, если говорить о «золотом веке», то это дорога, которой мы идем. Но наступит он, я думаю, лет через десять.

Влад ВДОВИН, главный редактор журнала «Огонек»:

– По-моему, рынок развивается неплохими темпами. Здорово, что западные издательские дома запускают в России один проект за другим. Они приносят в нашу страну не только деньги, но и опыт. Глядя на иностранцев, и отечественные издатели вынуждены поднимать планку качества. Особых условий для развития не требуется – лишь бы только росли бюджеты рекламодателей, а остальное приложится.

Источник: "Курьер" N 19