Наметилось оживление. Рынок печатных СМИ стал подавать признаки оздоровления


Падение объемов рекламы в печатных СМИ в третьем квартале 2009 года замедлилось. По оценкам экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), отрасль упала на 44%, до 22,7 млрд руб. Газеты собрали 6,5 млрд руб., что на 37% ниже прошлогодних показателей за аналогичный период. В первом полугодии отрасль упала на 45%, а газеты - на 40%. Участники рынка ожидают дальнейшего улучшения ситуации в четвертом квартале.

Генеральный директор "РБК Медиа" Артем Инютин наблюдает небольшое оживление в отрасли, но называет его традиционным: "Осенью реклама всегда оживает. Пусть ее объемы не столь велики, как в прошлые годы, но это оживление чувст­вуется. Особенно это на себе чувствуют лидеры отрасли". Но он отмечает, что вся реклама распределяется не ровными частями и только лидеры на себе ощущают ее в полной мере. "Изданий второго и третьего эшелона в своих нишах это касается в меньшей степени", - говорит он. По прогнозу г-на Инютина, ситуация по итогам года может улучшиться еще на пару процентов. Управляющий директор Aegis Media Андрей Брайович также заметил оживление рынка осенью: "В третьем квартале в компании наблюдают рост рекламных затрат".

Коммерческий директор ИД "Коммерсантъ" Павел Филенков называет цифры АКАР достаточно приблизительными: "АКАР очень хорошо дает цифры прошлого года. Но оценки этого года еще будут пересматриваться". Тем не менее г-н Филенков считает, что позитивная динамика в отрасли уже, безусловно, наметилась: "Мы видим увеличение активности на рынке. К сожалению, это не всегда связано с ростом рекламных бюджетов". По его словам, прогноз на будущий год оптимистичный. ИД "Коммерсантъ" закладывает на следующий год прирост на 5% в долларовом исчислении.

"В нашем издательском доме падение объемов рекламы было меньше цифр АКАР, но у нас оно и было изначально меньше, так как мы идем с некоторым опережением рынка, - комментирует РБК daily генеральный директор Independent Media Sanoma Magazines Елена Мясникова. - Но позитивных сдвигов в отрасли в третьем квартале я не наблюдаю". Она видит улучшения в четвертом квартале на основе результатов букирования журналов, которые уже закрыли по продажам ноябрь и декабрь. По ее мнению, именно четвертый квартал и букирование первого квартала 2010 года смогут дать ответ на то, что ждет отрасль в будущем году. "В прошлом году рекламодатели тянули с принятием решений почти до января", - напоминает г-жа Мясникова.

"Улучшения ситуации может и не произойти", - полагает Елена Мясникова. Такое, по ее словам, вполне вероятно, так как кризис на поверку оказался глубже, чем ожидалось. "Когда мы принимали решение о закрытии некоторых своих проектов, мы боялись, что рынок упадет на 25-30%, но он упал гораздо больше. Ряд изданий на рынке по итогам года могут показать плохой результат, и вполне вероятно, что в декабре-январе возможна новая волна закрытий". Но не все игроки рынка разделяют подобное мнение. Плановая вторая волна закрытия изданий маловероятна, считает Артем Инютин. "Ни для кого сегодня не может стать неожиданностью результат года, поэтому если ряд игроков и примет решение о закрытии своих изданий, то это произойдет в плановом порядке и не будет приурочено к концу года", - полагает г-н Инютин.

"Падение рекламного рынка на Западе не столь значительно, как в нашей стране, - всего 7,8%", - рассказывает бизнес-директор Всемирной газетной ассоциации WAN-IFRA Иман Берн. Однако и там в следующем году, по его словам, будет наблюдаться лишь стабилизация рынка печатных СМИ, а рост возможен лишь в 2011 году. С подобными оценками согласился и вице-президент Гильдии издателей периодической печати Евгений Абов. В интервью РБК daily он заметил, что российская отрасль потерпела настоящее крушение.