VII Форум СМИ Северо-Запада, прошедший на минувшей неделе в Санкт-Петербурге, собрал более 200 представителей радио-, телекомпаний, печатных и электронных изданий. В его рамках состоялись награждение победителей ежегодного журналистского конкурса "СеЗам", дискуссии по актуальным проблемам современной журналистики, выставка и презентации СМИ, работающих на северо-западном медиа-рынке.

Карелия вызвала интерес

Форум, который традиционно проходит под патронажем Полномочного представителя Президента России в Северо-Западном федеральном округе Ильи Клебанова, открылся в одном из павильонов выставочного комплекса "Ленэкспо". Практически весь первый этаж отвели под выставку средств массовой информации. К сожалению, свои стенды представили не все участники, а только 10, хотя, казалось бы, возможность лишний раз рассказать о своем регионе, укрепить партнерские отношения с коллегами и наладить новые связи выглядит весьма привлекательно.

По поручению правительства республики Издательский Дом "Карелия" подготовил для экспозиции специальный стенд, который познакомил посетителей выставки со средствами массовой информации региона. Интерес участники и гости выставки проявили немалый как к представленным карельским изданиям и телекомпаниям, так и к жизни нашей республики в целом, ее достопримечательностям и событиям. Дополнительные вопросы о развитии и сегодняшнем состоянии медиа-рынка Карелии наши коллеги смогли задать на презентации, которую провел директор Издательского Дома "Карелия" Алексей Макаров.

Одним из основных событий форума стало награждение победителей ежегодного конкурса "СеЗам". В их числе корреспондент "Радио Карелии" (ГТРК) Татьяна Полькова. Она заняла первое место в номинации "Социальная, культурная и духовная жизнь" с программой "Родники". И это тем более приятно, что, по словам председателя жюри, президента Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуарда Сагалаева, конкурс на сей раз собрал рекордное количество участников - на него было подано около 700 заявок. Словом, без ложной скромности можно сказать, что Карелия была достойно представлена на крупнейшем событии журналистской жизни Северо-Запада.

Кризис доверия

Впрочем, главное на журналистском слете - это все же не награждения и отчеты об успехах, а острые дискуссии о настоящем и будущем профессии. В течение двух дней на форуме обсуждались такие актуальные темы, как "Должна ли журналистика иметь терапевтический эффект?", "Кризис традиционных СМИ и виртуализация медийного пространства", "Феномен развития блогосферы: блокирует ли блогерство журналистику?".

Разумеется, не обошлось и без обсуждения модной ныне темы экономического кризиса. На форуме было высказано такое мнение: экономический кризис для СМИ - это своего рода проверка на доверие со стороны читателей. Как заявил заведующий кафедрой теории коммуникации факультета журналистики Дмитрий Гавра, 65% российских интернет-пользователей полагают, что освещение причин кризиса в СМИ оставляет желать лучшего. Главное, чего не хватает читателям, - качественной и глубокой аналитики, всестороннего обсуждения происходящих в стране процессов и того, как они в ближайшее время отразятся на жизни людей.

На первый взгляд это выглядит парадоксально, ведь практически каждый уважающий себя телеканал или издание имеет рубрику, где анализируются экономические события. Но, видимо, среднестатистическому гражданину, не владеющему контрольными пакетами акций в крупных корпорациях, как-то не слишком интересно следить за падением или ростом "голубых фишек". Освещение антикризисных мер, предпринимаемых властями, страдает тем же самым недостатком: слишком много внимания уделяется глобальным тенденциям, сухим цифрам и слишком мало конкретному человеку, безработному или пенсионеру, на помощь которому эти меры направлены.
Помимо таких достаточно общих тем обсуждались на форуме и узкопрофессиональные вопросы. Хотя, с другой стороны, даже они так или иначе затрагивают не только работников СМИ, но и тех, для кого трудятся журналисты, издатели, редакторы, продюсеры, - наших читателей и зрителей. Взять, скажем, проблемы подписки и доставки, столь актуальные для региональных печатных изданий. Сегодня сложилась фактическая монополия, которая оборачивается значительными наценками на печатную продукцию для потребителей. Главный редактор мурманской газеты "Полярная правда" Эльдар Рехимкулов привел конкретные цифры: "Газета на выходе из типографии стоит 7 рублей, но в ларьках в Мурманске ее не достать дешевле 18 рублей".

В этой ситуации "Полярная правда" решилась на создание собственной службы подписки и доставки. И действует она сегодня достаточно успешно, что лишний раз показывает: для одних кризис становится оправданием неудач, а для других - стимулом к развитию и поиску новых путей. И это, кстати, тоже актуально не только для медиа-рынка, но и практически для всех сфер нашей жизни.

Заказные статьи - это та же коррупция

Главным мероприятием в рамках форума стала встреча, прошедшая в резиденции Полномочного представителя Президента России в Северо-Западном федеральном округе Ильи Клебанова. За круглым столом вместе с журналистами собрались губернаторы практически всех регионов Северо-Запада. Во встрече принял участие и Глава Карелии Сергей Катанандов.

Круглый стол был посвящен теме актуальной практически во все времена, и в кризисные, и в благополучные, - "Общество, власть и СМИ". Как отметил Илья Клебанов, сегодня диалог между властью и обществом, выразителем мнений которого являются средства массовой информации, становится глубже и интереснее. Но и от определенной доли критики в адрес журналистов отказаться, увы, не получается. В частности, по мнению Ильи Клебанова, медиа-сообщество должно бороться с заказными статьями. "Это тот же элемент коррупции", - сказал полпред. И призвал журналистов к максимально возможной непредвзятости. "От прессы мы, конечно, ждем правды, чем больше неугодной правды, тем лучше мы будем работать", - отметил Илья Клебанов.
У представителей СМИ тоже есть свое видение того, чего не хватает во взаимоотношениях с властью. Например, генеральный директор ГТРК "Петербург" Виталий Волков считает, что власть должна рассматривать СМИ не только как некий рупор, но и как экспертное сообщество.

С этим трудно не согласиться, хотя очевидно, что доверие к себе как к эскпертному сообществу СМИ надо еще заслужить. И сделать это можно единственным способом: максимально повышать качество материалов и степень личной ответственности журналиста за то, как отзовется его слово. В связи с интенсивной виртуализацией медийного пространства эти вопросы встают особенно остро. С одной стороны - до появления Интернета никто не мог и мечтать о столь широкой доступности самой разнообразной информации. С другой - вытеснение печатных СМИ электронными изданиями уже сказывается на уровне журналистики. Это касается и публикации непроверенной, а зачастую и недостоверной информации, и языка, который все больше отходит от литературных норм.

Достаточно резко об этих процессах высказался главный редактор "Калининградской правды" Дамир Батыршин: "Автор блога часто излагает свою мысль безграмотно. Если читатель уйдет в Интернет, то через какое-то время мы все будем общаться на соответствующем сленге: "ржу ни магу" и "убицца ап стенку".

В общем, Интернет надо как-то регулировать, а качественным печатным СМИ оказывать поддержку, считают участники встречи. Причем одной из ее форм является открытость власти, когда нет лишних барьеров для получения комментария или оценки из первых уст. В этом, считает Илья Клебанов, должны быть заинтересованы и сами чиновники. "Тем, кто общается со СМИ, живется проще. Тем, кто этого избегает, тяжелее, так как они дают возможность СМИ формировать собственное мнение, в том числе и мнение о губернаторе", - отметил полпред.

Словом, диалог состоялся достаточно откровенный, он уже сам по себе может служить доказательством того, что власть и СМИ готовы не только декларировать намерения о сотрудничестве и взаимопонимании, но и слушать и слышать друг друга.
 
Источник: Карелия