На днях Челябинскому отделению Союза журналистов России исполнилось полсотни лет. Региональная журналистика за это время пережила существенные изменения. Что ждет городскую и районную прессу в будущем, точно не знает никто, но предположить попытались специалисты в этой области.
Владислав Писанов, председатель Челябинского отделения Союза журналистов России:
"Будущее местных изданий мне видится светлым. Но сложности, которые присутствуют на данном этапе, не оставят медиарынок. Бытует мнение, что газеты будут вытеснены. Общемировая практика показывает обратное. В странах, где существуют десятки каналов, Интернет находится на более высоком уровне, газеты по-прежнему живы и готовы составить конкуренцию электронным и сетевым СМИ. Весной пройдет фестиваль независимых изданий Челябинска. Он покажет всю палитру современной журналистики. Я с гордостью могу говорить, что на сегодняшний день южноуральская пресса с творческой точки зрения - одна из лучших в России. У нас развиты различные жанры: очерки, интервью, эссе. Правда, наши коллеги в Москве зарабатывают по 150 тысяч. У нас же профессионалы недооценены. Сегодняшнее состояние СМИ является тревожным. С октября этого года закрыто около 40 изданий. Сотни специалистов остались не у дел. Присутствует и так называемая скрытая безработица, когда коллективы сокращают штат из-за финансовых проблем. Существует журналистская биржа труда, но не все обращаются за помощью в поиске новой работы. Надеюсь, что самый сложный период уже пройден, и в будущем таких массовых увольнений не ожидается. На юбилейных торжествах развернулась острая дискуссия и по поводу кадрового вопроса. Наука считает, что студенты хорошо подготовлены, редакторы не так высоко оценивают способности молодых журналистов. Но кадровая проблема не самая главная. Существует масса других: это и подорожание бумаги, и высокие цены готовой продукции, и распространение в розницу. В штате Аризона, например, существует система раздачи газет на улице. Погодные условия нашей страны не позволяют перенять этот опыт. Следовательно, мы вынуждены пользоваться услугами монополиста - сети "Роспечать", побороть которого практически невозможно. Многие пытались создать альтернативную систему продажи, но в целом ситуация осталась на том же месте. В связи с этой проблемой возникает и следующая - отсутствие прибыли у редакции от продажи собственного тиража. А в последнее время еще и сократились дотации от государства. Выжить в этих условиях региональной прессе крайне тяжело. Тем не менее, я считаю, что нам удастся противостоять этой ситуации".
Наталия Сорока, председатель Ассоциации городских и районных газет Челябинской области "Пресса", главный редактор троицкой газеты "Вперед":
"В будущее печатных СМИ я смотрю с оптимизмом. Существует хорошая база для дальнейшего развития. Московские эксперты высоко оценивают уровень городских и районных газет Челябинской области. Они интересны по форме и содержанию. Мы можем похвастаться тем, что на фоне других регионов мы выглядим достойно. Более 10 лет назад появились первые в России собственные отделы распространения. Половина из 38 изданий, входящих в Ассоциацию, имеет службы доставки, альтернативные "Почте России". Практически у всех газет есть электронные версии. Рынок движется вперед. Молодая аудитория требует внедрения в Интернет-пространство. Мы работаем и над внешним видом изданий. Под патронажем московских специалистов мы улучшаем дизайн газет. Мечтаем о том, что газеты в скором времени станут цветными. Уверенность в будущем дает и то, что на протяжении четырех лет мы получили 10 дипломов Всероссийского фестиваля в Дагомысе под эгидой Союза журналистов России. Мы всегда принимаем активное участие в конкурсах, выигрываем проведение бесплатных семинаров для специалистов в области СМИ, на базе наших изданий проходят дискуссионные площадки. Повод для оптимизма дает и то, что городские газеты научились зарабатывать деньги. На фоне финансовой поддержки от областного бюджета - а это хорошее подспорье - издания зарабатывают на то, чтобы быть на плаву".
Иван Ряполов, главный редактор еманжелинской газеты "Новая жизнь":
"В ближайшие 30-50 лет газеты будут востребованы. Но они должны меняться с учетом времени и потребностей читателей, отвечать новым требованиям существования на медийном рынке. Конечно, без внедрения современных технологий пресса существовать не сможет. Необходим выход изданий в Интернет-пространство. Газеты должны стать цветными. Но насущной проблемой является финансовое обеспечение деятельности редакции. Вопрос выживания стал главнейшим. Собственных средств не хватает. Продажа тиража не покрывает расходов. Где найти недостающие средства - вот головная боль главных редакторов. Выручают субсидии от областного правительства. Не менее остро стоит и кадровая проблема. Молодые специалисты неохотно идут работать в печатные СМИ. Кадры стареют. Актуальную для многих редакций проблему распространения мы решили еще в 2004 году, создав собственную службу подписки и распространения. Продавая еще 30 изданий, мы обеспечиваем себе дополнительный заработок".
Источник: ЧелНовости.Ру