За три квартала 2009 года (январь-сентябрь) рекламный рынок сдулся на треть. Диагноз от Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) не меняется вот уже девять месяцев: ежеквартально падение индустрии в целом сохранялось на уровне 30% к прошлому году. Однако если смотреть на доходы таких сегментов как пресса и наружная реклама, то они продолжали падать.
Телевидение
Объем рекламы на ТВ за девять месяцев упал на 21% до 74 миллиардов рублей, говорится в отчете АКАР. Эта цифра была озвучена еще неделю назад крупнейшим медиаселлером "Видео Интернешнл". По словам гендиректора компании Сергея Васильева, кризис катализировал многие очевидные процессы в индустрии. В частности, доля телевидения в "рекламном пироге" резко увеличилась с 51% до 58%.
Радио
Экспертный совет АКАР считает, что сокращение рекламных доходов радио за отчетный период составило 35% до 6,5 миллиардов рублей. По итогам шести месяцев падение было больше - 36%. "По результатам III квартала говорить о позитивной динамике, к сожалению, пока рано, - отмечала Sostav.ru директор по продажам "Медиа Плюс" (ЕМГ) Юлия Селезнева. - Мы вынуждены констатировать, что падение общих объемов рекламы продолжается".
Пресса и наружная реклама
По итогам девяти месяцев объемы рекламы в прессе и "наружке" сократились на 44% и 42% до 22,7 миллиардов рублей и 19,7 миллиардов рублей соответственно. За период январь-март, они упали на 42% и 36%, а за период январь-июнь - на 45% и 39%.
Еще в июле эксперт Аналитического центра "Видео Интернешнл" (АЦВИ) Александр Ефремов в беседе с Sostav.ru выражал надежду на замедление темпов сокращения доходов прессы. Но уже по итогам III квартала он был вынужден с сожалением констатировать, что сентябрь стал месяцем, в котором падение достигло максимального значения за 9 месяцев 2009 года. Для рекламно-информационных изданий сентябрь вообще стал катастрофой: они не досчитались 65% прошлогодних доходов.
О процессе стабилизации в наружной рекламе летом заявлял и генеральный директор "ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин. Но ситуация до сих пор остается тяжелой. Если во II квартале падение составляло чуть больше 42%, то в III квартале - почти 50%. Объемы отрасли в основном аккумулировались за счет рекламы телекоммуникационных компаний, а также сезонной активности пивных брендов.
Интернет
Доходы от онлайн-рекламы выросли на 3%. АКАР учитывает только медийную ("баннерную") рекламу, но, по словам экспертов, наибольший рост показала контекстная реклама.
Прогнозы
В ВИ считают, что падение рекламных доходов телевидения в IV квартале будет меньше, чем 21%. Кроме того, господин Васильев не видит причин для сокращения в 2010 году. "Шансы на рост во втором полугодии следующего года весьма велики", - добавил он.
Генеральный директор "ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин склонен верить, что операторы будут прибыльными, только если в следующем году московское правительство сохранит 30% скидку на арендную плату, а доходы отрасли вырастут на 10%.
В интернете все выглядит куда благоприятнее. Даже этот год онлайн-реклама закончит в плюсе, полагает директор по развитию медийных продуктов "Яндекса" Лев Глейзер. Рост объемов интернет-рекламы по итогам года составит от 10% до 20%, причем контекстная реклама покажет более значительную динамику, чем баннерная.
В 2010 году, по словам господина Глейзера, сегмент онлайн-рекламы в целом (баннерная и контекстная) может взлететь на 30-50%. Но при условии сохранения существующих тенденций, оговаривается спикер.
Cегменты Январь-Сентябрь, млрд. руб. Прирост, %
2008 год 2009 год
Телевидение 93.5-94.5 73.5-74.5 -21%
Радио 9.8-9.9* 6.4-6.5 -35%
Печатные СМИ 40.2-40.4 22.6-22.8 -44%
в т.ч. газеты 10.3-10.4 6.4-6.5 -37%
журналы 18.7-18.8 11.-11.2 -41%
рекламные издания 11.1-11.2 4.9-5.0 -55%
Наружная реклама 33.8 - 34.0 19.6-19.8 -42%
Интернет* 5.1-5.2* 5.2-5.3 +3%
New media 3.2* 2.5 -22%
ИТОГО 186.0-187.0* 130.0-131.0 -30%
* - данные за 2008 год уточнены
** - данные по Интернет-сегменту даны без учета контекстной рекламы
Источник: АКАР