О процессах на рынке печатных СМИ

На российском рынке распространения прессы продолжаются тенденции разнонаправленного характера.      Падение объёмов продаж периодических изданий по сравнению с 2008г. по оценкам участников рынка составляет в среднем 8-12% в сегменте газет и еженедельников, и 18-22% в сегменте журналов. Сокращение продаж коснулось в первую очередь изданий высокой  ценовой категории.
 
      На рынке происходит перераспределение покупательского  спроса по тематикам и цене:
– смещение спроса в пользу более дешевых изданий
– рост спроса на издания с оперативной информацией (деловые, информационно-аналитические, рекламно-информационные)
– рост интереса к развлекательной периодике  ( ТВ-гиды, кроссворды и пр.)
– рост интереса к издания с практической информацией – садоводство, кулинария, семья, воспитание детей, экономия бюджета,трудоустройство и пр.
– спад спроса на глянцевые, рекламные и дорогие издания,журналы о стиле жизни и моде, отмечается сужение спроса в этом сегменте.

      Тем не менее, не смотря на общий спад издательского рынка есть успешные примеры. По-прежнему высокие продажи  демонстрируют патворки ИД Бурда. Также успешные коллекционные издания выпускает Издательство «ЭКСМО». Развитие направления «периодика» стало одной из составляющих диверсификации издательства. Пионером в этом деле выступил журнал «Расти, первоклашка», который предназначен как для детей, так и для родителей. Книжное издательство и его медийный проект широко используют возможности взаимной интеграции: в издаваемых книгах содержится реклама журнала, в журнале ведётся рекламная поддержка книг. К взаимной интеграции авторы проекта относят и то, что журнал продаётся в книжных магазинах.

     Успешно реализовывает коллекционные проекты ИД «Комсомольская правда». Большим спросом пользуются проекты  «Книжная коллекция»,  «Великие композиторы», «Великие художники»,  «Гора самоцветов», «Фитнес с «Комсомолкой» и «Рецепты консервирования»

     Данные примеры свидетельствуют о том, что низкая цена не является обязательным условием успеха, что, не смотря на общий тренд перераспределения спроса в сторону дешёвых изданий, потребитель готов платить за интересный и ценный контент.

     В подтверждение этого можно привести пример  журнала “Просто вкусно” ИД “ТДС”. В условиях кризиса, когда большая часть издателей была вынуждена оптимизировать издержки, в том числе переводя свои издания на более дешевую бумагу, снижая полосность, удешевляя контент и т.д., издательство  редакция журнала решила качественно изменить продукт, сделав его премиальным по полиграфическому исполнению. В результате – рост рекламных доходов и прирост аудитории. «ТДС» издаёт 44 журнала и более 120 приложений и спецвыпусков, даже в кризисный период запуская новые проекты. По объёму тиражей предприятие является лидером на рынке. В целях продвижения новых проектов на рынок, предприятие в той или мной степени использовало прямую рекламу на телевидении и радио, проведение кросс-промо акций в своих и чужих изданиях, рекламу в местах продаж, программы по стимулированию сетей продаж.
     Но пока успешных проектов на российском рынке к сожалению мало. В связи с этим сегмент распространения печатных СМИ продолжает испытывать значительные трудности.

    Сокращение рекламных доходов и удорожание производства печатной продукции привело к росту требований со стороны издателей к распространителям. В первую очередь это касается  ценовой политики (снизить цены и увеличить реализацию тиражей), также издатели считают необходимым компенсировать потерю рекламных доходов за счёт увеличения доходов от продаж. А распространителям настоятельно рекомендуют сокращать издержки.

     В связи с этим весь год на рынке распространения наблюдается тенденция сокращения ассортимента периодических изданий, представленных в рознице, главным становится не максимальный ассортимент, а оптимальный, из изданий массового спроса с высокой оборачиваемостью.

     В свою очередь крупные издательские дома ищут пути  удешевления процесса распространения собственных изданий, отказываясь от ряда услуг дистрибуторов и минимизируя выплаты распространителям. ИД продолжают развивать собственные каналы распространения. Основным каналом расширения деятельности ИД рассматривают дистрибуцию прессы в сети супермаркетов, не смотря на то, что риски работы в данном сегменте с началом кризиса  существенно увеличились.

     Динамика продаж изданий на 1 торговый объект во всех сетях отрицательная. Реализация тиражей в сетях супермаркетов на 1 торговый объект снизилась на 10-12% в количественном выражении.  В связи с увеличением цен на издания, произошедшим в этом году, в части реализационного дохода наблюдается рост относительно 2008 г. в среднем на 15-20%. Наряду с этим рекламные доходы дистрибьюторов по сравнению с 2008 г. уменьшились в среднем на 25%. Совокупные темпы падения выручки дистрибьюторов составляют 5-7% относительно 2008 г. Ритейл вынужден снижать собственную торговую наценку, чтобы удерживать покупателя и искусственно стимулировать спрос населения.

     Ужесточение конкуренции между торговыми сетями, которым приходится активно бороться за покупателя, приводят к тому, что в последние месяцы сети отказываются даже от экономически обоснованного повышения цен, что приводит к снижению и без того невысокой рентабельности дистрибьюторского бизнеса.

       В структуре розничного распространения в кризисный период произошли следующие изменения: с одной стороны наблюдалось закрытие нерентабельных объектов, реализующих периодические издания - павильонов и салонов прессы (закрыты минимаркеты 1 полоса в Москве, сокращена сеть R-киоск), книжных магазинов и пр.  Наряду с этим самым устойчивым сегментом оказался традиционный для России канал продаж периодических изданий – киосковые сети. Хотя изменение системы налогообложения для данного сегмента значительно усугубили серьёзные последствия кризиса связанные с отменой ЕНВД. 

        После изменения в налогообложении в регионах киоски держатся “на плаву” за счёт широкого выбора сопутствующих товаров, разрешённых к продаже. Так, во многих регионах, в разрешённый ассортимент киосков вошли парфюмерно-косметические товары, товары культурно-бытового, хозяйственного и санитарно-гигиенического назначения, галантерея, бижутерия, табачная продукция и даже продукты питания. Это с одной стороны позволяет поддерживать необходимую рентабельность киосков, с другой сохранять минимальные цены на печатную продукцию.

      В Москве разрешённый ассортимент для продажи в киосках по-прежнему крайне ограничен. В этом году Департамент потребительского рынка и услуг г. Москвы и Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Москве утвердили новый Ассортимент товаров, разрешенных для реализации через розничную сеть, распространяющую периодическую печать в г. Москве. В киосках разрешено реализовывать сувенирную продукцию, безалкогольные напитки, школьно-письменные принадлежности и некоторые другие товары.  Тем не менее, в условиях снижающихся продаж периодических изданий этих мер недостаточно. Но этот ассортимент всё равно является неоправданно узким, чтобы покрывать затраты на организацию продаж периодических печатных изданий. Так, по данным DM-Distribution, 70% печатных изданий, находящихся в киосковых сетях являются нерентабельными для распространения и доход, получаемый от их продаж не покрывают затрат на распространение.

    В киосковом сегменте прогнозируется снижение продаж тиражей.

В целом же, начиная с начала текущего года, цены в розничных точках в Москве увеличились на 25-30%, а в отдельных регионах в связи с отменой ЕНВД до 35-40%.
Таким образом положение на рынке печатных СМИ продолжает оставаться сложным, основной тренд происходящих процессов носит негативный характер. Участники рынка принимают меры по минимизации последствий кризисных явлений.

Экспертная группа АРПП