Надежды отечественных веб-студий на 3-й квартал не оправдались, утверждается в новом исследовании. Среднее число выполненных заказов не выросло, а цены на услуги разработчиков снизились на 23,6% с начала года. Тем не менее, руководители компаний отмечают подъем деловой активности в сентябре-октябре и надеются на рост рынка по итогам 4-го квартала.
Как показало новое исследование портала CMS Magazine, в 3-м квартале 2009 г. положение веб-студий ухудшилось: под давлением заказчиков и демпингующих фирм цены на услуги снизились на 9%, а число заказов не увеличилось. С начала года падение составило 23,6%. В среднем разработчики сделали 7 сайтов за 3 месяца. В рамках исследования специалисты CMS Magazine опросили 265 компаний.
Москва в 3-м квартале чувствовала себя не так плохо, как рынок в целом: снижение цен составило 6% до 225 тыс. руб. за сайт. Сильнее всех пострадал Санкт-Петербург — там средняя стоимость разработки упала на 15% с 175 до 150 тыс. руб. В остальных регионах ситуация стабильная, падение цен в пределах 2% до 67 тыс. руб. за сайт. В СНГ снижение на 7% до 55 тыс. руб.
Вслед за уменьшением выручки веб-студии скорректировали зарплаты сотрудников на 3–4% и сократили штаты. Средняя численность сотрудников упала с 17 до 16 человек (то есть примерно 265 сотрудников было уволено). Размер окладов коррелирует с ценами на услуги: хуже всего динамика в Санкт-Петербурге, затем Москва, СНГ и регионы России.
При этом статистика за 3-й квартал расходится с личными впечатлениями директоров веб-студий, отмечают в CMS Magazine. Почти все они наблюдают повышение спроса и деловой активности, возвращение заказчиков, предчувствуют ремиссию и рост рынка.
«Хочется поздравить всех коллег по цеху с выходом из кризиса», — отмечает гендиректор фирмы «Атилект» Виктор Гичун. «Судя по динамике продаж нашей CMS, летом произошел всплеск активности, который выходит за рамки сезонных колебаний, — подтверждает Дмитрий Васильев, руководитель компании NetCat, разработчика CMS. — Похоже, что рынок если не прошел кризис, то, по крайней мере, явно стабилизируется».
Часть этого позитива (по крайней мере, в сегменте дорогих сайтов и студий) обусловлена вмешательством крупных корпораций, решивших разместить свои заказы именно в 3-м квартале, подчеркивают исследователи. Это, например, корпорации Philips и Coca-cola Company, банки «Ренессанс Капитал» и «Промсвязьбанк», несколько инвестиционно-финансовых компаний, издательских домов, производителей пива. Крупные компании провели тендеры и конкурентные запросы на разработку сайтов, интернет- и digital-стратегий, рекламных кампаний.
Еще одна важная категория «проснувшихся» крупных заказчиков — инвесторы интернет-проектов. Опрошенные в ходе составления отчета руководители студий «Аист», «Тринет» и Artics Internet Solutions говорят о резко возросшем интересе к порталам, сервисам, интернет-СМИ, b2b-системам, отраслевым профессиональным сообществам и другим видам онлайнового бизнеса. Гендиректор Artics Internet Solutions Юрий Вайсман считает, что это оттаивает отложенный спрос. Стартапы и крупные проекты прошлой зимой были заморожены, а теперь, спустя 9 месяцев, снова готовятся к реализации.
Тем не менее, не совсем ясно, реальная ли экономическая подоплека у нынешнего всплеска, или это просто перелом в массовом сознании бизнес-сообщества. Управляющий директор «Артикул Медиа» Ольга Куликова в своем комментарии указывает на оба этих фактора: «Люди привыкли к ситуации, воспринимают ее как рабочую. Начинают искать решения, пути развития бизнеса. С другой стороны, выросла в цене нефть».
Вслед за крупными заказчиками оживает и средний бизнес. Однако в этом сегменте рынка ощущение возросшей деловой активности студий обманчиво. Собственники компаний считают деньги более ревниво, чем наемные менеджеры корпораций. Они делают запросы во множество компаний-разработчиков, и хорошо, если на три запроса приходится один заказ. Например, в петербуржской студии «Тринет», по словам ее директора по развитию Алексея Довжикова, за 3-й квартал количество предпроектных запросов выросло на 50%, но продажи — только на 15%. «В первую очередь, увеличивается активность в низком ценовом сегменте. Заказчиков стало больше, но денег они хотят заплатить меньше, даже если есть риск, что потом сайт придется переделывать», — поясняет Довжиков, добавляя, что «Тринет» ориентируется на верхний ценовой сегмент.
Как отмечает директор агентства «БизнесРеклама» Сергей Бесшабашнов, 80% поступающих заказов среднего бизнеса — это переделка существующего неэффективного сайта. Бюджет выделяется в размере 50–150 тыс. руб., но для серьезных московских студий этого недостаточно. Поэтому весьма распространена ситуация, когда заказчик направляет запрос на просчет в десяток студий, получает от всех коммерческое предложение и исчезает. Позднее он либо появляется снова и старается сбить цену, оперируя предложениями панически демпингующих студий, либо отсылает проект на разработку в регион. Поэтому средняя стоимость заказа в России продолжает снижаться.
На следующий квартал веб-студии возлагают большие надежды. 78% опрошенных CMS Magazine руководителей предположили, что в 4-м квартале произойдет рост среднего числа разработанных сайтов. Цены на разработку сайтов должны остаться на текущих уровнях — так считают 50% вебстудий. Оптимисты же ожидают, что цены в среднем по рынку вырастут 43%.
На волне оптимизма многие компании планируют расширять штаты: это 71% опрошенных в Москве, 100% в Петербурге, 80% в остальных регионах и 50% в СНГ. Наиболее востребованными специалистами станут толковые менеджеры проектов, роста их зарплат ожидает 100% анкетированных питерских и 50% московских компаний. В регионах России и городах СНГ, по планам компаний, зарплаты останутся на прежнем уровне в пределах 19–26 тыс. руб.
Окажутся ли эти радужные прогнозы верными на этот раз, или руководители студий снова обманутся — будет зависеть от экономической ситуации в стране, подчеркивают исследователи из CMS Magazine. Сергей Бесшабашнов из «БизнесРекламы», в свою очередь, считает, что веб-индустрия первой почувствует рост экономики, когда он действительно произойдет: все больше заказчиков понимают преимущество продвижения в интернете и отказываются от других форм рекламы в его пользу. Когда начнется настоящий подъем, бюджеты направятся в веб.
Источник: CN