Все чаще не только светская, но и духовная власть берется за составление "черных списков" литературы


РПЦ собирается отказаться от распространения в своих учреждениях целого ряда книг. Перечень этой литературы определят сами церковники. Это уже не первый случай, когда решения о вредоносности определенных изданий будут приниматься не в судебном порядке. Совсем недавно около 40 наименований книг решило запретить одно из региональных управлений Госнаркоконтроля.

В среду на заседании издательского совета Русской православной церкви (РПЦ) патриарх Кирилл выступил с инициативой о создании перечня книг, распространение которых в храмах и православных учреждениях будет запрещено. В церковных лавках нередко можно встретить книгу, которая опасна для духовной жизни, в которой много предрассудков и суеверий, считает предстоятель. При этом верующие часто воспринимают такие высказывания как истину в последней инстанции.

"В большинстве лавок распространяются Священное Писание, книги для детей, религиозная пресса, - замечает руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи иеромонах Дмитрий (Першин). - Но есть и исключения, когда там встречаются тексты, призывающие, например, отказаться от социальной ответственности перед близкими". После чтения такой литературы, издаваемой от имени Церкви, человек, считают в РПЦ, перестает думать о своем внутреннем мире и начинает бояться мнимых угроз. При храмах не стоит продавать ряд книг, например, националистического характера, соглашается с позицией Церкви замредактора интернет-издания "Портал-Credo.ru" Владимир Ойвин. "Закон об экстремизме сегодня ущербный, и в результате его действия под запрет часто не попадают издания, разжигающие межнациональную рознь", - заявляет "НИ" эксперт.

Патриарх Кирилл также рекомендовал издательскому совету РПЦ выпускать регулярное "православное книжное обозрение", которое станет главным литературным справочником по православной литературе, и ввести два типа лицензирования. Особенно полезными для церкви будут считаться книги с грифом "Одобрено издательским советом", вся остальная литература получит запись - "разрешено к печати". Гриф "По благословению святейшего патриарха" будет стоять только на изданиях Священного писания, богослужебной литературе, сборниках канонических норм и официальных церковных документов.

Помимо правоохранительных органов, ведущих поиск литературы, которая может быть признана экстремистской, в последнее время составлением перечней "неблагонадежных" книг занялись и другие властные структуры. В Оренбургской области, например, как уже писали "НИ", региональное управление Госнаркоконтроля запретило местным библиотекам выдавать около 40 наименований книг, в которых якобы ведется пропаганда наркотиков. Причем в этот перечень попали и авторы, признанные классиками, чьи произведения неоднократно экранизировались.

Добавим, что по закону перечень книг, обязательных к изъятию, составляет Федеральная служба регистрации. Список составляется на основании решений судов о признании произведения экстремистским.
 
Источник: Новые известия