Вчера за "круглым столом" в Общественной палате собрались представители Минсвязи, "Почты России", федеральных и региональных СМИ. У почтовиков и газетчиков накопилось немало претензий друг к другу, но есть и общая цель - сохранить институт подписки на печатную прессу. А для этого она должна быть доступной по цене.
"Себестоимость отечественной печатной продукции безумна", - констатировал зампред комиссии ОП по информполитике Дмитрий Бирюков. По его словам, стостраничная газета "Нью-Йорк таймс" обходится покупателю в пересчете на наши деньги в 8,5 рубля. А "Труд в Красноярске", который вчетверо тоньше, стоит 15 рублей. А ведь американские зарплаты повыше российских...
Проблема в том, что отечественная бумага продается по европейским ценам, хотя ее себестоимость существенно ниже, да и цены за полиграфию у нас держат на мировом уровне - притом что зарплата полиграфистов в разы меньше, чем у их западных коллег. Насильно снижать цены не заставишь. Однако выходом могла бы стать программа дотаций на покупку нового оборудования для тех типографий, которые перестанут задирать цены.
Еще дороже, чем печать, обходится подписка. Проблемы почтовиков можно понять. Убытки ФГУП "Почта России", по словам замдиректора Игоря Мандрыкина, в будущем году составят 7,5 млрд. руб. В такой ситуации рассчитывать на то, что они сбавят цены на свои услуги, не приходится. Достаточно того, что не повышают. Однако проблема еще и в том, что читателю приходится за одну и ту же услугу платить дважды: платеж заложен и в подписной цене, которую берут подписные агентства, и в договоре с почтой.
Выписывая газету, читатель только треть суммы платит издателю, а еще по трети - почте и агентству. "Несколько лет назад подписных агентств не было, все делала почта, и подписка была дешевле. Инициируйте их уход с рынка, - предложили газетчики почтовикам. - Заберите их деньги себе, только не всю треть, а 10-12%. И вам хорошо, и подписка подешевеет".
Серьезным ударом для газетчиков стало решение "Почты России" перевести человека с толстой сумкой на ремне со сдельной оплаты на повременную. Раньше почтальон был заинтересован привлечь людей к подписной кампании. Теперь заинтересован в том, чтобы меньше таскать. Более того, по словам главреда "Нижегородской правды" Татьяны Метелкиной, почтовые начальники мешают контактам газетчиков с почтальонами: "Мы никак не можем встретиться. Хотели провести конкурс среди почтальонов, а почта потребовала за это деньги, очень большую для нас сумму".
Игорь Мандрыкин критику принял и сообщил, что у его ведомства есть программа почтовой реформы, благодаря которой качество работы вырастет, а издержки упадут. Тогда бы и подписные цены стали разумнее, но вот беда - в реализацию нужно вложить деньги, а государство их не выделяет. "Давайте поможем друг другу, поддержите эту программу", - обратился он к газетчикам.
Кусаются цены и в рознице, а как иначе, если установка киоска в Москве стоит $25 000? Учитывая налоги, если не задирать наценку, то эти деньги не окупятся никогда. А в супермаркетах распространять газеты не так уж легко просто потому, что в законе о торговле о СМИ не сказано вообще ни слова. Пользуясь этим, крупные магазины и сети разыгрывают сценарий, описанный главредом северодвинской "Северной недели" Вячеславом Белоусовым: "Я отдаю газету за 12 руб., а они ее продают за 42. При этом еще требуют, чтобы я им платил за вхождение в сеть и распространение".
Участники "круглого стола" планируют подготовить предложения главе Минсвязи и президенту (год назад Дмитрий Медведев уже прислушался к ОП, и государство выделило деньги, чтобы остановить рост подписных цен). Теперь их предстоит оптимизировать. Кроме того, президенту, возможно, будет предложено обратиться к опыту его французского коллеги Николя Саркози, который организовал для молодежи бесплатную подписку на одно любое издание.
Источник: Московский комсомолец