В 2010 году - впервые после распада СССР - пройдет всероссийская перепись библиотек. По экспертным оценкам, их в стране около 130 тысяч. Более точных цифр не знает никто.
Возродятся ли библиотеки в малых городах и деревнях? Обратят ли законодатели внимание на несовершенные законы, уничтожающие библиотечное дело в России? "Известия" начинают серию публикаций о том, что происходит с библиотеками в "самой читающей стране мира".
Российская государственная библиотека - Ленинка - одна из крупнейших в мире. Сюда редко приходят почитать "для души", чаще - работать и учиться. Основной контингент Ленинки - студенты и аспиранты.
В чем проблема оцифровки
- У нас в хранилищах есть все, что человечество знает о мире: начиная от того, как плести лапти, и заканчивая тем, как строить космические корабли, - рассказывает генеральный директор РГБ Александр Вислый. - В день мы можем обслужить до 4000 тысяч посетителей. На первый взгляд показатель солидный. Но если провести несложные расчеты, окажется, что в год мы можем принять не более миллиона человек. То есть в масштабах страны россиянин только один раз в 100 лет может полдня провести в нашей библиотеке... Проблема решается одним способом - оцифровкой.
Собственно, РГБ уже несколько лет замещает традиционную печатную продукцию электронными носителями. Виртуальная база диссертаций Ленинки - самая большая в стране. Ежегодно в нее добавляются 30 тысяч научных трудов. И, например, студент Томского университета, придя в библиотеку своего вуза, получает возможность прочесть любую диссертацию по интересующей его теме из фондов РГБ.
- База очень востребована, но есть ограничения по ее использованию. Мы не можем выставить ее в интернет. Экземпляры в электронной форме предоставляются только в помещениях библиотек, причем таким образом, чтобы нельзя было создать копии этого текста в цифровой форме, - продолжает Вислый.
Правда, литературы в электронном виде все равно не хватает. Главное препятствие для оцифровки - авторские права.
- Четвертая часть Гражданского кодекса РФ - головная боль для библиотекарей. По закону, прежде чем оцифровать книгу, я должен заключить письменный договор с автором. Исключительное право на произведение действует в течение жизни автора и еще семидесяти лет после его смерти. В год у нас издается около 40 тысяч наименований научной, образовательной и энциклопедической литературы. А поскольку у учебной литературы авторство, как правило, двойное, ежегодно мне нужно заключить около 80 тысяч договоров. Поверьте, ни одна библиотека не в состоянии проделать такую работу.
Однако издатели считают, что изменения в законе об авторском праве разрушат рынок. Если откроется виртуальный доступ к книгам, кто станет их покупать?
- Издательства сильно преувеличивают. Оцифровывать мы собираемся только научные произведения. Посягать на главный "хлеб" - фантастику и детективы, то есть коммерческую литературу, мы не будем. Ведь в стенах Ленинки эти произведения спросом не пользуются, - говорит директор главной библиотеки страны.
В западных странах издательства параллельно выпускают литературу в электронном виде, и библиотеки подписываются на эту коллекцию. Солидное немецкое издательство Springer собрало более 20 тысяч электронных копий книг. Все они - на английском языке, поэтому круг подписчиков Springer огромен. В России ни одно издательство электронный "репертуар" пока не создает.
- Он не выгоден. У многих научных издательств скромные тиражи, и тратить деньги на электронный вариант своей продукции они просто не силах. К тому же электронные ресурсы будут выходить на русском языке, подписчиков будет мало, ощутимой прибыли ждать не приходится, - поясняет Александр Вислый.
Догнать Шри-Ланку
В библиотеках маленьких российских городов нет свежей и актуальной литературы. Фонды в основном сформированы в 1970-80-х годах. Состояние большинства муниципальных библиотек катастрофическое - они не располагают даже текстом Конституции...
- Советская централизованная система, когда все без исключения библиотеки в обязательном порядке обеспечивались литературой, никогда уже не восстановится. Ценные с научной точки зрения издания выходят в России небольшими тиражами и, быстро исчезая с рынка, никогда не попадут в библиотеки, особенно в отдаленных городах, - считает Александр Вислый.
- Библиотечные коллекторы - специализированные учреждения, которые распределяли книги по всей территории Советского Союза, распались. Те, что созданы вновь, единичны и существуют на абсолютно рыночных условиях. Качественные издания до областных библиотек не доходят. Поэтому в них очень много третьесортной литературы, ширпотреба вроде карманных детективов, - говорит заместитель директора Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы Ольга Синицына.
Синицына соглашается с Вислым, что библиотеки необходимо преобразовывать и с помощью Сети у них появится новое качество. Но сколько библиотек у нас подключено к интернету? Максимум чуть больше десяти процентов. В среднем на три библиотеки приходится один компьютер.
- Сейчас многие крупные библиотеки вывешивают на своих сайтах электронные каталоги. Но удаленных пользователей как не было, так и нет. Отсутствует надежный канал связи, большая часть населения информационно оторвана. В технологическом смысле библиотеки островного государства Шри-Ланка представлены более достойно, чем российские.
- Нам еще нужно догнать XX век, - говорит директор Государственной публичной исторической библиотеки Михаил Афанасьев. - По старинке, с книжками, уже никто работать не хочет. Человеку просто неохота идти в библиотеку, и мы понимаем, что должны встраиваться в нынешние реалии. Например, у нас посещение сайта в десятки раз превышает посещение самой библиотеки. В виртуальном зале вы найдете полное собрание законов Российской империи, редкие справочники по истории и генеалогии. Но наши посетители - это москвичи или студенты вузов. Как к нам на страничку может заглянуть читатель из глухой деревушки, если в местной библиотеке не то что выхода в интернет нет - компьютер никак не установят...
Многие скептики полагают, что библиотека - отживший "храм науки". Мол, бумажный прогресс давно миновал, последние 15 лет люди активно пользуются Интернетом. Но и Сеть - не панацея.
- Если в Рунете вы наткнетесь на книжку по ядерной физике, будьте уверены: это пиратская копия. С автором учебника договор не заключали. Более того, никто не несет ответственности за содержание книги. И - как следствие - нет гарантии, что перед вами оригинал, а не грубо скомпонованная подделка, - говорит Александр Вислый.
Источник: Известия