Говоря о доходах центральной прессы от рекламы и подводя итоги прошедших десяти месяцев, вряд ли можно говорить об улучшении ситуации. Формально ежемесячная амплитуда падения доходов в октябре несколько снизилась по сравнению с сентябрем (48% против 51%), однако не стоит забывать, что в прошлом октябре мы зафиксировали падение прироста от ожидаемого на 15 процентных пунктов (11% вместо 26%), что было предвестником кризисного ухода в глубокий минус.
Тем не менее, традиционно мы продолжаем сравнивать нынешний год с прошедшим. Нарастающим итогом за десять месяцев динамика доходов основных сегментов прессы ухудшилась (на 1-2 процентных пункта) по сравнению с данными за январь-сентябрь, что объясняется большой долей октября в годовых доходах прессы.
Среди тематических ниш многие группы изданий показали в октябре динамику даже хуже сентябрьской (в таблице эти ниши выделены розовым цветом, а ниши, улучшившие динамику в октябре, - зеленым).
Основная часть наиболее значимых товарных категорий показала в октябре динамику, немного лучшую, чем в сентябре, однако, учитывая, опять же, тот факт, что прошлый октябрь уже был кризисным месяцем, этого совершенно недостаточно, чтобы можно было говорить об улучшении ситуации в прессе.
Кроме того, в октябре резко упали показатели по товарной категории "Медицина, лекарства, БАДы", которая, несмотря на это, в октябре стала для прессы категорией "№ 1", обогнав такие сгементы, как "Парфюмерия и косметика", "Автомобили и аксессуары", а также "Одежда, обувь, аксессуары".
Напомню, что динамика расходов на рекламу медицинских услуг и лекарств в августе составляла +4%, а в сентябре - минус 17% к соответствующим месяцам прошлого года. Порадовать издателей могут пока только производители табачных изделий, которые увеличили в октябре свои расходы на рекламу в прессе на 53% (без учета стоимости производства спецпроектов). Табачные изделия остаются единственной товарной категорией, имеющей положительную динамику бюджетов по итогам десяти месяцев этого года.
Доходы от рекламы изданий центральной прессы за январь-октябрь 2008-2009 гг., млн. руб. с НДС
Тип издания АЦВИ
2008 2009 Динамика Газеты ежедневные 5721 3459 -40% Газеты еженедельные 2298 1794 -22% Журналы ежемесячные 14158 7922 -44% Журналы еженедельные 7573 4154 -45% Рекламные издания 9601 4273 -55% Центральная пресса ВСЕГО: 39350 21603 -45%
Доходы от рекламы изданий центральной прессы за январь-октябрь 2008-2009 гг., млн. руб. с НДС
Месяц | 2008 | 2009 | Динамика |
Январь | 2183 | 1434 | -34% |
Февраль | 3492 | 1956 | -44% |
Март | 4680 | 2576 | -45% |
Апрель | 4550 | 2525 | -45% |
Май | 3808 | 2102 | -45% |
Июнь | 3960 | 2194 | -45% |
Июль | 3057 | 1782 | -42% |
Август | 2873 | 1648 | -43% |
Сентябрь | 5150 | 2502 | -51% |
Октябрь | 5598 | 2884 | -48% |
Центральная пресса ВСЕГО: | 39350 | 21603 | -45% |
Доходы ГАЗЕТ от рекламы за январь-октябрь 2008-2009 гг., млн. руб. с НДС
Александр Ефремов, эксперт АЦВИ
Источник: Sostav.ru